3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Экологическую политику мы рассматриваем как своеобразный свод правил по созданию согласованной системы управленческих решений в сфере природопользо¬вания. В соответствии с экологической политикой, в интересах устойчивого социально-экономического развития, требуют ре¬шения отмеченные в НСУР задачи:

¦ включение экологического императива в структурно-ин¬вестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;

¦ последовательная экологизация всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленнос¬ти на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;

¦ совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферно-совместимому природопользованию, рас¬ширение системы платности использования всех природных ре¬сурсов и загрязнения окружающей среды;

¦ создание механизма приоритетного финансирования важ¬нейших природоохранных мероприятий;

¦ осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

¦ обеспечение условий для формирования рынка экотехни¬ки, экотехнологий и экоуслуг;

*Императив (от лат. imperativus — повелительный) — безусловный принц поведения.

¦ усиление правовой ответственности и экономических сан¬кций за природоохранные нарушения;

¦ реализация комплекса мер по реабилитации радиационно-загрязненных территорий, максимальное снижение вредного воздействия на природную среду и население последствий чер¬нобыльской катастрофы, включая организационно-технические мероприятия и меры социальной направленности;

¦ повышение уровня экологического образования и воспита¬ния населения;

¦ обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.

Важнейшим средством реализации экологической полити¬ки являются институциональные преобразования с целью созда¬ния эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологи¬ческой сферы. Эти преобразования предполагают:

¦ совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регла¬ментирующих природопользование при экологическом рефор¬мировании с последующим переходом на международные стан¬дарты как необходимое условие вхождения Беларуси в мировую экономику и международную систему обеспечения экологичес¬кой безопасности;

¦ экономическое стимулирование средствами государствен¬ной налого-вой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энер¬госбережения, внедрение экологичной техники и технологии;

¦ обеспечение экологической экспертизы и оценки воздей¬ствия на окру-жающую среду и здоровье населения всех про¬грамм и проектов хозяйственной и иной деятельности;

¦ формирование рынка труда, экологических работ и услуг, развитие предпринимательства в экологической сфере;

¦ создание гарантий возмещения предприятиями, организа¬циями и частными лицами экономического ущерба от загрязне¬ния окружающей среды;

¦ содействие использованию технической и финансовой по¬мощи между-народных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;

¦ формирование кадрового потенциала, способного на пра¬ктике реализовать задачи экологической политики.

Условиями экономического роста как фактора устойчивого развития яв-ляются достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также создание механизма аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.

Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления способствует формированию такого ме¬ханизма эколого-экономического регулирования, в котором пре¬имущественное использование административных методов уп¬равления природопользованием, свойственное недавнему прош¬лому, сменяется приоритетом экономических методов. Эта тен¬денция будет, как подчеркнуто в НСУР, развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом эконо¬мический механизм природопользования должен включать сле¬дующие направления:

¦ экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды пос¬редством налоговых, кредитных и других льгот, совершенство¬вание экологического налогообложения;

¦ формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные за-грязнения;

¦ организация бирж отходов;

¦ создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде «излишков сокращений выбросов»;

¦ введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологиче-ской надежности природопользователя;

¦ осуществление страхования экологического риска и т.д. Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР

предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Наряду с нормативно-правовыми подхо¬дами предусматривается развитие экопредпринимательства, рынка экологических работ и услуг, экоаудита и консалтинга, экострахования и т.п.

Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материале- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязните¬лях путем перехода на экологически чистые технологические процессы.