3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Основной целью государственной политики является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе.

Как известно, двигателем человеческого развития являете экономический рост, без которого не может быть поступательно го роста потребления, капитала, повышения благосостояния социальной защищенности. Тем не менее, экономический рост не может быть самоцелью; он должен обеспечивать улучшение качества жизни, полную занятость, сокращение нищеты, совершенствование характера распределения доходов, сохранение среды обитания. Рост должен быть поступательным и устойчивым. Источником ресурсов для развития служит природная cpе да. Ее состояние является важным критерием процесса развития. Современная цивилизация основана на принципе покорения природы. Но цивилизация «покорения природы» имеет жестко заданные временные границы развития, охватывающие интервал времени, в течение которого исчерпывается вос-становительная способность природных комплексов. Выйдя на этот рубеж, цивилизация вползает в экологический кризис, усугуб¬ление и глобализация которого ведут к угасанию самой цивили¬зации.

Осознав это, человечество ищет пути перехода к цивилиза¬ции нового типа — цивилизации равновесного природопользова¬ния, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту наг¬рузку.

Начало широким международным обсуждениям проблем развития и сохранения при этом среды обитания положила Кон¬ференция по охране окружающей среды, созванная в 1972 г. ЮНЕСКО в г. Стокгольме. В 1987 г. Комиссия ООН по окружаю¬щей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд) в своем док¬ладе «Наше общее будущее» поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к устойчивому развитию. Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляет¬ся с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Речь идет о таком разви¬тии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, ус¬ловий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сох¬ранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Дальнейшее развитие идеи устойчивого развития получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уров¬не глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро (1992), ко¬торая призвала к скорейшему принятию всеми странами страте¬гии, базирующейся на концепции устойчивого развития. Такое развитие требует структурной, технологической, институцио¬нальной перестройки, которая соответствовала бы пересмотру ценностных установок общества для исполнения требований конференции.

Модель устойчивого развития весьма актуальна для нашей страны, экономика которой долгое время была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, ориентировалась в ос¬новном на союзный рынок и зависела от поставок сырья, энерго¬носителей и других важных производственных ресурсов из дру¬гих республик. Распад СССР отрицательно сказался на стабиль¬ности развития Беларуси. Кроме того, широкое развитие про¬мышленности (химической, нефтехимии, машиностроения и др.), базирующейся в основном на устаревших многоотходных технологиях, наличие большого количества животноводческих комплексов, сбрасывающих свои отходы в окружающую среду, радиационное загрязнение более 1/5 территории республики после чернобыльской катастрофы до предела осложнили эколо¬гическую ситуацию в Беларуси. Это и предопределило широкое признание у нас идеи устойчивого развития и неотложную пот¬ребность разработки Национальной стратегии устойчивого раз¬вития (НСУР) Республики Беларусь.

НСУР была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-эко¬номического развития в рамках мирового хозяйства исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конфе¬ренции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). НСУР Республики Беларусь рассматривалась на Меж¬дународной конференции по устойчивому развитию стран с пе¬реходной экономикой (г. Минск, апрель 1997 г.), в которой Участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других международных организаций, и полу¬чила положительную оценку.

НСУР разработана на период до 2010 г. Предполагается, что она должна входить в систему прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием. Она содержит рекомендации правительс¬тву, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Безусловно, НСУР имеет большую научную и практическую ценность как программный документ, разработанный ведущими учеными и специалистами республики.

Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР — экологический императив* в развитии народного хозяйства. Он предполагает повышение роли экологической политики государства, обусловленной взаимозави¬симостью экономического благосостояния и экологического, благополучия общества.