3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Таким образом, в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели:

(19.9)

где Эч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции вслед-ствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. — эф¬фект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Ээ.л. — эффект от сокра¬щения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. — эффект от повышения производительности труда вследствие нормали¬зации экологической обстановки.

Расчеты составляющих социального эффекта природоохран¬ных меро-приятий осуществляются следующим образом. Эф¬фект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды:

(19.10)

где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один челове-ко-день работы; Р2 и Р1 — количество человеко-дней работы на одного Работника до и после проведения природоохранного мероприятия соот-ветственно.

Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхо¬вания определяется по формуле

(19.11)

средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.

Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом:

(19.12)

где Ба, Бс — число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс — среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс — средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.

Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки. Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства (формула 19.4), а в непроизвод¬ственной сфере — по сокращению затрат на обслуживание.

Расчет социального эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности: на состояние здоровья, по¬мимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить «вклад» загрязнения в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой.

Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для опреде¬ления фактического уровня и нормативов укрупненных показа¬телей затрат, необходимых для достижения установленной ве¬личины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.

Эффективность природоохранной деятельности общества сле¬дует рас-сматривать как составную часть эффективности общес¬твенного производства. Практика показывает, что высокая эко¬номическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достига¬ется ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованно¬сти предприятий в природоохранной деятельности. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, современные инвес¬тиции в охрану природы и рациональное природопользований оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем реше¬ния экологических проблем является использование ресурсосбе¬регающих малоотходных и безотходных технологий.

В экономически развитых странах внедрение таких техноло¬гий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок оку¬паемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социаль¬но оправданны, но и экономически эффективны. У нас же пред¬приятия экономически недостаточно заинтересованы в их при¬менении. Существующая система планирования и финансиро¬вания пока способствует тому, что предприятиям выгоднее стро¬ить дорогостоящие очистные сооружения за счет государствен¬ных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает пред¬посылки для снижения природоохранных затрат в 3—4 раза, так как установка очистного оборудования обходится дороже.

Таким образом, проблема повышения эффективности приро-доохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяй¬ственного механизма природопользования в целом.

Глава 20. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗ-ВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

20.1. Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях

Государственная экологическая политика находится в пря¬мой зависимости от общей экономической модели страны. За¬тяжной экономический кризис в Республике Беларусь, который Усугубился начиная с 1991 г. в связи с дезинтеграционными процессами, отрицательно сказался на уровне и качестве жизни населения. Преодоление кризиса требует прежде всего опреде¬ления стратегических целей и тактических направлений даль-нейшего социально-экономического развития государства.

Стратегией социально-экономического развития Республи¬ки Беларусь, определенной государственными программными документами, является по-этапное движение к обществу постин¬дустриального типа с учетом националь-ной специфики для повы¬шения жизненного уровня населения, улучшения среды обита¬ния на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной ро¬ли государства в ее трансформировании и реформировании.