3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Но ограниченная способность окружающей среды к самоочищению, возрастающие антропогенные нагрузки на природу предопределяют рост затрат на ее охрану. В силу этого нормативы эффективности капиталовложений экологического назначения должны быть значительно ниже, чем норматив эффективности капиталовложений в общественное производство. При этом уровень норматива эффективности должен дифферен¬цироваться по видам природных ресурсов (воздух, водные, земе-льные ресурсы и др.) с учетом особенностей их эксплуатации и охраны. К сожалению, пока такие нормативы не разработаны. Однако имеющиеся оценки свидетельствуют о высокой эконо¬мической эффективности затрат на охрану природы (табл. 19.1).

Таблица 19.1

Эффективность капитальных вложений в водоохранное строительство

Загрязнители окру¬жающей среды Предотвра-щенный ущерб, млн. р. Капиталь¬ные вло¬жения, млн. р. Текущие затра-ты, млн. р. Эффектив¬ность кап¬вложений Срок оку-паемости кап-вложе¬ний, лет

Черная металлур-гия 16,1 17,0 3,4 0,75 1,34

Угольная промыш-ленность 2,3 7,7 1,6 0,09 11,11

Теплоэнергетика 10,3 17,6 3,5 0,39 2,56

Машиностроение 7,1 11,7 2,3 0,41 2,44

Химическая про-мышленность 83,9 57,0 11,4 1,27 0,79

Как следует из данных табл. 19.1, эффективность капиталов¬ложений в водоохранные мероприятия в большинстве случаев высокая — от 0,4 до 1,3, а сроки их окупаемости небольшие — от 0,8 до 2,6 года, только в одном случае — более 11 лет. Однако расчетов, показывающих эффективность природоохранных зат¬рат путем сопоставления предотвращенного ущерба (годового эффекта) с затратами, пока выполнено мало, что связано со зна-чительными трудностями в определении достоверного экономи¬ческого эффекта (предотвращенного ущерба). В то же время приведенные расчеты доказывают, как важны они для обосно¬вания целесообразности осуществления природоохранных ме¬роприятий.

В последние годы экономическая эффективность расходов на охрану ат-мосферы, в масштабах всего народного хозяйства ни¬же аналогичных водоох-ранных затрат. Ориентировочно она оценивается в 0,20, что все-таки сущест-венно выше уровня нор¬мативной эффективности (0,12).

При разработке долгосрочных прогнозов, программ по охра¬не окружающей среды в регионе, при проектировании различ¬ных природоохранных мероприятий, выборе варианта внедрения новой техники или технологии, направленной на экологи¬зацию производства, используется показатель сравнитель¬ной (относительной) экономической эффектив¬ности природоохранных затрат. Таким показателем является минимум совокупных затрат, то есть при выборе варианта пред¬почтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, при¬веденных к одинаковой размерности с помощью норматива эффективности:

(19.6)

Если проводятся мероприятия, требующие длительного сро¬ка реализации капитальных вложений (лесовосстановление, ре¬культивация земель и т.п.), а также изменения во времени эк¬сплуатационных (текущих) расходов, тогда предпочтительный вариант определятся по формуле

(19.7)

где Т — срок осуществления всех мероприятий; Кп — первоначаль¬ные капиталовложения в природоохранные мероприятия; Kgt —дополнительные капитальные вложения, необходимые для обеспече¬ния нормальной работы природоохранных объектов в t-й год эксплу¬атации (t = 1, 2, 3…); Ct — эксплуатационные расходы t-гo года; Ен— нормативный коэффициент приведения разновременных затрат, при¬нимаемый в соответствии с отраслевыми нормативами (в частности, для затрат по промышленности, строительству, коммунальному хозяй¬ству — 0,08, сельскому хозяйству — 0,05, лесному хозяйству — 0,03).

При расчетах сравнительной эффективности капиталовло¬жений в охрану природы особенно важно сопоставлять вариан¬ты по экономическим результатам. Поскольку экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сокра¬щении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые вари¬анты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвра¬щенных по-терь.

19.2. Особенности определения социальной эффективности природо-охранных мероприятий

Учитывая, что природоохранные затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения окружающей среды, можно рассчитать

социальную, а затем и совокупную социально-экономическую эффективность экологических издержек.

Социальная эффективность — это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение по¬терь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окру¬жающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффектив¬ность — это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологичес¬кой нормализацией условий жизнедеятельности человека.

Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в данном случае — социального) к совокупным эколо¬гическим затратам:

(19.8)

Социальный эффект охраны природы проявляется в сниже¬нии заболеваемости населения, улучшении условий труда и от¬дыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым ря¬дом экономических результатов: экономией затрат на социаль¬ное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь про¬дукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п.