3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в средозащитные меропри¬ятия, необходимо внешние издержки предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, иными словами, «интернализироватъ внешние издержки». Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в экономически высокоразвитых странах.

Одним из возможных путей превращения внешних издер¬жек во внутренние является создание институционального ме¬ханизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологи¬ческий фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа ком¬пенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают тех¬нические сложности по определению величины ущерба, доказа¬тельств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хо¬зяйству или основным производственным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. Слож¬ности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной тер¬ритории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитан¬ные на основе предельных природоохранных затрат. Этот ме¬тод лучше предыдущего, но все равно не гарантирует в динами¬ке сохранения качества окружающей среды, поскольку матери¬ализует принцип «загрязняй, но плати».

Наиболее перспективным методом интернализации внеш¬них издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный по¬тенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.

Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и пере¬рабатывать определенное количество вредных веществ без изме¬нения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способ¬ности у природной среды общество имеет возможность осущес¬твлять экономию природоохранных издержек, которая в конеч¬ном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляци¬онного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель). платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, ес-ли он создал «грязное» производство), или получает дополнитель¬ные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспе¬чить первоначальное распределение имущественных прав на ас¬симиляционный потенциал природной среды между предприяти¬ем-загрязнителем (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (про¬дажи) прав собственности, тогда процесс рационального его ис¬пользования будет обеспечен в динамике. В конечном итоге в ре¬зультате взаимовыгодных ус-тупок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (и природы) вариант.

Нетрудно заметить, что такой метод напоминает практикуе¬мые в США «баббл-принцип» и «политику компенсации выбро¬сов», которые возникли в связи с формированием рынка прав на загрязнения. По-видимому, и у нас реальная возможность ин¬тернализации внешних издержек путем введения имуществен¬ных прав на ассимиляционный потенциал и дальнейшего его пе-рераспределения возникнет только тогда, когда рыночные отно¬шения займут прочные позиции во всех сферах экономики.

18.3. Инвестирование природоохранной деятельности

В целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» в нашей стране был принят «Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (утвержден Минприроды Республики Беларусь и введен в дей¬ствие 21 августа 1997 г.). Структура и содержание классифика¬тора учитывают рекомендации Конференции европейских ста-тистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной ста¬тистической классификации природоохранных объектов и расхо¬дов на охрану окружающей среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).

В классификаторе выделяются две конкретные формы при-родоохранной деятельности:

¦ текущая природоохранная деятельность;

¦ природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основ¬ных фондов природоохранного назначе-ния.

Природоохранные мероприятия — это природоохранная де¬ятельность, предпринимаемая в целях существенного улучше¬ния состояния окружающей природной среды или создания ус¬ловий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероп¬риятий может быть создание основных фондов природоохранно¬го назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды при-родоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред:

¦ охрана атмосферного воздуха;

¦ охрана водных ресурсов;

¦ охрана земель и недр;

¦ охрана биоразнообразия и ландшафтов:

— лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;

— охрана и воспроизводство животного мира;

— комплексные направления природоохранной деятельнос¬ти (создание, развитие и обеспечение функционирования особ( охраняемых природных территорий и объектов);

¦ специальные сферы природоохранной деятельности (обра¬щение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);

¦ управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности вы¬деляются следующие затраты экологического назначения:

¦ текущие затраты предприятий, организаций и учрежде¬ний на охрану окружающей среды;

¦ затраты на капитальный ремонт основных фондов приро-доохранного назначения;

¦ капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);

¦ затраты на содержание заповедников и иных особо охраня-емых природных территорий, а также на охрану ресурсов жи¬вотного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов лан¬дшафта;

¦ затраты на научные исследования в области охраны окру-жающей среды и рационального использования природных ре¬сурсов;

¦ затраты на содержание государственных органов по охра¬не окружающей среды и рациональному использованию при¬родных ресурсов;

¦ затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);

¦ затраты на международное сотрудничество в области охра¬ны окружающей среды и рационального использования природ¬ных ресурсов.

На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений.