3 Февраль 2011

Основы экологии и экономика природопользования




(в ценах 1998 г.).

Таблица 17.5

Затраты на радиоэкологический мониторинг и радиационный контроль объектов ок-ружающей среды

№ п/п Направление работ Объемы, показатели Годовой объем фи¬нансиро-вания Сумма затрат за 1996—1998 гг.

Всего затрат, млн р. 16 915 50 745

Из них:

11 Радиологический мони-торинг объектов окру-жающей среды 4335 13 005

В том числе:

1.1 атмосферный воздух 55 станций наблюде¬ния,

5 фильтровентиляционных устано¬вок 495 1485

1.2 подземные и поверх-ностные воды, водные объекты 84 наблюдательные скважи-ны, 5 рек 1520 4 560

1.3 сельскохозяйствен¬ные угодья 16 реперных площа¬док 320 960

1.4 лесные угодья 92 площадки посто¬янного наблюдения 320 960

1.5 земельные угодья и почвы 23 разреза, 15 ландшафтно-геохимических полигонов 780 2340

2 Контроль радиоактивно¬го загрязнения объектов коммунального хозяйст-ва, питьевой воды 31 объект централи¬зованного водоснаб¬жжения

890 2670

3 Аппаратурное обеспече-ние системы радиацион-ного контроля и обнов-ление приборного парка - 12 055 36 165

4 Информационное обес-печение системы радиа-ционного контроля - 535 1 605

Экономический ущерб, нанесенный природным pecypcaм страны чернобыльской катастрофой за 1996—1998 гг., оценива¬ется специалистами НИЭИ Минэкономики в 231,5 трлн. р., что равно 97,7 % консолидированного бюджета Беларуси в 1998 г.

В структуре экономического ущерба наибольшую долю (68,6 %) составляет ущерб от потерь запасов минерально-сырье¬вых ресурсов (рис. 17.4). Это обусловлено выводом из природопо¬льзования 18 месторождений полезных ископаемых, балансо-вые запасы которых составляют 755 тыс. м3 глин для производства кирпича, облицо-вочных камней и дренажных труб, 229 тыс. м строительного и силикатного песка, 2057 тыс. т известкового сы¬рья, 1047 тыс. т торфа, 26 млн. т промышленных запасов нефти.

0,9 % — минерально-сырьевые ресурсы

30,5 % — земельные ресурсы и угодья лесные

68,6 % — угодья и водные ресурсы

Рис.17.4. Структура экономического ущерба, понесенного Республикой Беларусь в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС за период 1996—1998 гг.

Существенным является ущерб, нанесенный земельным ре¬сурсам и угодьям (30,5 %). Упущенная выгода от вывода из обо¬рота сельхозугодий составила 68,2 трлн. р., дополнительные зат¬раты на восстановление сельхозугодий и обеспечение производ¬ства сельскохозяйственной продукцией в соответствии с респуб¬ликанскими допустимыми уровнями — 2,4 трлн. р.

Большой урон нанесла чернобыльская катастрофа лесным угодьям. Более чет-верти лесного фонда Беларуси подверглось радиоактивному загрязнению. Ежегодные потери древесных ре¬сурсов превысили в 1996—1998 гг. 2,7 млн. м3, или 195 млрд. р. (в ценах 1998 г.). Вследствие неиспользования материальных компонентов леса размер ущерба за 1996—1998 гг. оценивается в 1452,3 млрд. р., в том числе в 1998 г. — 485,6 млрд р. Дополнитель¬ные затраты на содержание и защиту леса составляют 55,5 млрд р. (около 4 % от общего размера ущерба, нанесенного лесному хо¬зяйству). Отсутствие методики расчета экономического ущерба от прекращения рекреационной функции леса вследствие его радиоактивного загрязнения не позволило рассчитать данный вид ущерба, что соответственно сказалось на суммарном разме¬ре ущерба.

Существенной составляющей ущерба от радиоактивного заг¬рязнения водных источников является снижение вылова рыбы. Экономические потери от сокращения вылова рыбы только из Припяти (30-километровая зона) за 1996—1998 гг. оценивают-ся в 1387,5 млн. р.

В суммарном экономическом ущербе, нанесенном водным ре¬сурсам и источникам в результате чернобыльской катастрофы, увеличиваются расходы на обеспечение населения чистой питье¬вой водой. В 1998 г. они составили 212,9 млрд. р., или 137 %. к уровню 1996 г. За 1996—1998 гг. дополнительные затраты на строительство объектов по водоснабжению населения Гомельс¬кой и Могилевской областей оцениваются в 552,8 млрд. р.

Необходимо учесть, что существующие методики расчета экономического ущерба весьма несовершенны. Экономический ущерб всегда занижен против реально существующего (неучтен¬ная его часть составляет 30—40 %) из-за невозможности выра¬зить при нынешнем развитии экономической науки все виды натурального ущерба в стоимостной форме.

Глава 18. ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕ-СКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

18.1. Анализ природоохранных затрат

Осуществление природоохранной деятельности, направлен¬ной на под-держание качества среды обитания и защиту приро¬ды, требует все возрастающих общественных затрат. Все приро¬доохранные затраты (экологические издержки) по их экономи¬ческой сущности можно подразделить на издержки предотвра¬щения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий

прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологичес¬ких нарушений (постзатраты) (рис. 18.1).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

— на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (совершенствование технологических про¬цессов, изменение состава или улучшение качества используе¬мых ресурсов, установка очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.);

— мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами (строительство высоких труб при ат¬мосферных выбросах, нейтрализация за-грязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг пред¬приятий, озеленение городов и поселков, рациональная плани-ровка городской застройки с учетом «розы ветров» и др.).

К предзатратам в структуре экологических издержек общес¬тва относятся также расходы:

¦ на экологическое образование, подготовку кадров, рекламноиздатель-скую деятельность экологической направленности;

¦ научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра¬боты, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;

¦ организацию и совершенствование институтов управления природо-охранной деятельностью, в том числе органов, обеспе¬чивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, эколо¬гическую экспертизу;

¦ разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.;

¦ создание объектов экологической инфраструктуры;

¦ экологическую модернизацию сферы материального про¬изводства (рис.18.1).

Экономическим результатом издержек предотвращения заг¬рязнения можно считать снижение ущерба.