2 Февраль 2011

Методические рекомендации




5————————

профилактическую работу со своими детьми. Диалог необходим! и мы гото-
вы оказать вам практическую и методическую помощь.
Сегодня мы поговорим с вами о тех подростках, которые обучаются
в государственных образовательных учреждениях среднего профессиональ-
ного образования системы Департамента образования города Москвы (кол-
леджах).
Особую категорию среди них составляют обучающиеся группы риска.
После 9 класса из школы уходит значительное количество учащихся, не же-
лающих продолжать обучение в своей родной школе по разным причинам:
в силу несформированных навыков учебной деятельности, недостаточно раз-
витого самоконтроля, эмоциональной незрелости, неумения адаптироваться
в коллективе или поддавшись на уговоры родителей или друзей. именно
для таких подростков единственной альтернативой школе оказываются об-
разовательные учреждения начального или среднего профессионального
образования.
Психологи утверждают, что при переходе к 10 классу происходит
повышение социальной зрелости подростков: повышается уровень само-
контроля, учебной мотивации. С одной стороны, возрастает социальная зре-
лость, постепенно повышается работоспособность, с другой стороны – воз-
растает агрессивность, конфликтность, вседозволенность расценивается
как взрослость: девушки и юноши ведут себя вызывающе, употреблением
нецензурных слов и выражений демонстрируют свою независимость, от-
крыто употребляют спиртные напитки и табак, пытаются быть похожими на
взрослых, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны.
Для этих подростков характерны разобщённость и конфликтность
в ученических коллективах, что в свою очередь, приводит к повышению тре-
вожности, усилению стрессового напряжения и ухудшению психического
здоровья. Отмечается выраженная обидчивость, обучающиеся имеют высо-
кий уровень ожидания к поведению других, но не к себе. Подростки склонны
считать виноватыми в конфликтах других, плохо анализируя собственное
поведение. Подобные поведенческие установки могут приводить к затяж-
ным негативным реакциям, озлобленности и проявлениям агрессии. в такой
ситуации многие подростки окончательно теряют интерес к учёбе, у них сни-
жается самооценка и усиливается негативизм в поведении. всё это приводит
к усилению эмоционального напряжения и увеличивает вероятность употре-
бления наркотиков среди данной категории подростков.
Сегодня к врачам-наркологам обращается всё большее число моло-
дых людей (преимущественно до 30 лет) с просьбой вылечить от наркома-
нии. Но, как правило, речь идёт уже о запущенной болезни, так как употре-
бление наркотиков рано или поздно приводит к заболеванию наркоманией.

5

05_10_(28.05.10).indd 5 13.10.2010 10:58:56

————————