14 Март 2011

Технический анализ от А до Я




ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ
Совершенно очевидно, что перспективы компании в значительной степени определяются ее отраслевой принадлежностью. Инвестиции даже в лучшие акции могут не дать существенной отдачи, если отрасль, в которой функционирует компания, переживает нелегкие времена. Существует высказывание, что слабые акции в сильной отрасли предпочтительнее сильных акций в слабой отрасли.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ
После изучения общеэкономических и отраслевых условий следует про-анализировать состояние самой компании с точки зрения ее финансового благополучия. Такой анализ обычно осуществляется путем изучения финансовой отчетности компании. Содержащиеся в ней данные позволяют рассчитать ряд важных показателей, которые делятся на пять основных категорий: рентабельность, цена, ликвидность, финансовая зависимость (или рычаг) и эффективность. Показатели рассматриваемой компании следует сравнить с показателями компаний той же или родственной отрасли, чтобы определить их «нормальные» границы. Ниже рассмотрены некоторые наиболее часто используемые показатели из каждой категории.
Маржа чистой прибыли (Net Profit Margin). Маржа чистой прибыли компании — это коэффициент рентабельности, определяемый путем деления величины чистого дохода на полный объем продаж. Коэффициент показывает, какую прибыль приносит каждый вырученный от продажи доллар. Например, если он равен 30% — значит, каждый вырученный от реализации доллар дает 0,30 долл. прибыли.

Коэффициент Р/Е (P/E Ratio). Коэффициент Р/Е (цена/доход) относится к ценовым показателям и определяется как отношение текущей рыночной цены акции к доходу на акцию (earnings per share, ЕРS) за предыдущие четыре квартала.
Коэффициент Р/Е показывает, сколько инвестор должен заплатить, чтобы «купить» 1 доллар дохода компании. Например, если текущая цена акции равна 20 долл., а доход на акцию за последние четыре квартала составил 2 долл., то коэффициент Р/Е равен 10 (20 / 2 = 10). Значит надо заплатить 10 долл., чтобы «купить» 1 доллар дохода компании. Безусловно ожидания инвесторов по поводу перспектив компании сильно влияют на текущее значение коэффициента Р/Е.
Обычно сравниваются коэффициенты Р/Е нескольких компаний одной отрасли. При прочих равных условиях, выгоднее вкладывать средства в акции компаний с более низким значением коэффициента.
Балансовая стоимость акции (Book Value Per Share). Балансовая сто-имость акции — это ценовой показатель, который рассчитывается путем деления полной стоимости чистых активов (активы минус обязательства) на общее число выпущенных акций. В зависимости от методов бухгалтерского учета и возраста активов, данный коэффициент может быть очень полезен для определения того, является ли акция переоцененной или недооцененной. Если акция продается по цене намного ниже ее балансовой стоимости, то скорее всего она недооценена.
Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio). Данный коэф-фициент относится к показателям ликвидности и определяется как отношение стоимости оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Он показывает, в состоянии ли компания покрыть свои текущие обязательства. Чем больше значение коэффициента, тем выше ликвидность компании. Например, коэффициент 3,0 означает, что стоимость оборотных активов, в случае их реализации, достаточна для троекратного покрытия краткосрочных обязательств компании.
Доля заемных средств в активах компании (Debt Ratio). Доля заем-ных средств в активах компании — это показатель финансовой зависимости. Он определяется путем деления всей суммы обязательств компании на стоимость всех ее активов и показывает, какая часть активов компании профинансирована за счет внешних займов. Например, значение коэффициента, равное 40%, говорит о том, что 40% активов компании приобретено за счет заемных средств. Но долги ком-пании — это палка о двух концах. В периоды экономических потрясений или роста процентных ставок компании с высокой долей заемных средств могут столкнуться с финансовыми трудностями. С другой стороны, в благоприятные времена дешевые заимствования способствуют развитию и повышению рентабельности бизнеса.
Оборачиваемость товарноматериальных запасов (Inventory Turnover). Коэффициент оборачиваемости товарноматериальных запасов компании — это показатель эффективности. Он рассчитывается путем деления стоимости проданных товаров на стоимость товарноматериальных запасов. Коэффициент отражает эффективность управления запасами компании, показывая, сколько раз за год они оборачиваются. Конечно же, данный показатель очень сильно зависит от отраслевой принадлежности компании. Ясно, что сеть бакалейных магазинов будет иметь гораздо более высокую оборачиваемость, чем компания, производящая самолеты. Как отмечалось выше, всегда следует сопоставлять показатели компаний одной и той же отрасли.