18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




тот процесс управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. Каждое подразделение государственного органа предна-значено для исполнения установленных функций и полномочий для реализации основных задач государственного органа.
Такой подход позволяет учитывать:
1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;
2) систему структурных связей, функциональных, комму-никативных, информационных;
3) порядок распределения между подразделениями компе-тенции, полномочий ответственности.
Таким образом, организационная структура органа власти является формой разделения и кооперации управленческой дея-тельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.
В составе структурных подразделений можно выделить: ру-ководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.

Руководство:
» обеспечивает общее комплексное управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным или коллегиальным;
» устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функцио-нальных подразделений на более мелкие организационные под-разделения, чтобы эффективнее организовать работу;
» определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение кон-кретным лицам.
Первичным элементом в структуре организации является должность. Должность следует понимать как юридически уста-новленную социальную роль, выполняемую человеком в органи-зации, совокупность соответствующих ей полномочий, обязанно-стей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалифи-кации.
Должность как исходная структурная единица включает че-тыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место; обязанности по данной должно-сти; права и полномочия; ответственность.
Совокупность должностей, распределенная по подразделе-ниям органа государственного управления, есть штатное распи-сание, штаты. Классифицировать должности и их носителей — должностных лиц значит описать официальную структуру госу-дарственного органа.
Должностное лицо в госаппарате — это государственный служащий, осуществляющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, государственно-властные полномочия и юридически значимые действия.
Отсюда и классификация госслужащих: руководители, спе-циалисты и ответственные исполнители.
В первую категорию входят руководители и их заместители, имеющие делегированное руководителем право подписи.
Вторую категорию составляют специалисты государствен-ного управления (аналитики, эксперты).
Третью категорию госслужащих составляют ответственные исполнители, они участвуют в процессе подготовки и принятия решений, но анонимно (не ставя свою подпись).
В любой организационной структуре можно выделить про-стейшие образования — организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчинен-ных работников. Количество подчиненных не должно быть слишком большим, в противном случае руководитель будет вы-нужден все свое время тратить на контакты с ними, и не выполнит возложенные лично на него задачи.
Эмпирически определено, что оптимальное число работни-ков, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель, находится в пределах 9 — 15 человек. Этот показа-тель можно назвать масштабом управляемости.
Структура государственного органа разрабатывается от цен-тра принятия решений. В первую очередь необходимо проанали-зировать совокупность необходимых функций, а потом ставить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:
1. Орган делится на широкие блоки подразделений по гори-зонтали в соответствии с важнейшими направлениями деятельно-сти по реализации его стратегии.
2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее де-ление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффек-тивнее использовать специализацию и избежать перегрузки руко-водства.
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, и поручается их выполнение кон-кретным лицам.
Организационная структура не является застывшей формой. Процесс изменения организационных структур и их кадрового состава именуется реорганизацией, которая происходит эволю-ционно.
Организационная структура, как правило, определяется и официально утверждается соответствующими нормативными ак-тами.