18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Это исполнительно-распорядительные органы. Каждый орган имеет свою организационную структуру, террито-риальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия.
Правовой статус органов госуправления определяется сле-дующими основными положениями:
» они осуществляют свою деятельность на основе кон-ституции и принятых в соответствии с ней законов;
» в процессе осуществления исполнительно-рас-
порядительной деятельности они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядитель-ного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;
» все они подотчетны и подконтрольны органам госу-дарственной власти;
» каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему ор-гану.
К государственным органам подсистемы Б относятся:
» администрация главы государства;
» институт полномочных представителей президента
(в некоторых странах);
» аппарат парламента;
» аппарат правительства;
» министерства, комитеты и другие органы исполнитель-ной власти;
» аппарат судов, Генеральной прокуратуры.
В федеративных государствах выделяют:
» на региональном уровне:
органы управления субъектами федерации;
подразделения федеральных органов власти, их тер-риториальные структуры.
» на местном уровне — аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управле-ния.
Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.
С учетом территориального масштаба органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. Ис-полнительная деятельность центральных органов распространя-ется на территорию всего государства. Местные — действуют в пределах административно-территориальных единиц.
По характеру компетенции выделяют:
» органы общей компетенции, ведающие всеми отрас-лями и сферами управления (правительство, региональная и му-ниципальная администрация). Они несут ответственность за по-ложение дел в государстве, административно-территориальных единицах, руководят многими видами отраслевой и функцио-нальной деятельности;
» органы отраслевой компетенции — осуществляют ру-ководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполне-ние задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министер-ство связи и т.д.;
» органы межотраслевой компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение.
По порядку разрешения подведомственных вопросов вы-деляются две группы органов — коллегиальные и единоначаль-ные.
Коллегиальные органы — это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных орга-нов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение.
Единоначальные органы — это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглав-ляющему данный орган руководителю.
Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руко-водящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наи-более важные вопросы управления отраслью, сферой и т.д. Реше-ния коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руко-водителя единоначального органа.
По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом:
» бюджетные, не связанные с производственной дея-тельностью и финансируемые из бюджета;
» осуществляющие хозяйственную, коммерческую деятельность, связанную с производством материальных цен-ностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
Отдельный государственный орган имеет свое организаци-онно-структурное построение, которое можно определить как упорядоченную совокупность подразделений органа и связей ме-жду ними внутри органа. Исходным структурообразующим фак-тором является функция, ее содержание. Функциональный подход является определяющим для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной служ-бы. Каждый орган исполнительной власти имеет название, в ко-тором четко видна основная, общественно необходимая функция, т. е.