18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Обязанности Президента во всех случаях прекращения его полномочий временно исполняет председатель Сената. Полномо-чия президента французской республики можно разделить на собственные и осуществляемые совместно с правительством. Он объявляется гарантом соблюдения Конституции и международных договоров, сохранения национальной независимости и тер-риториальной целостности. Глава государства отправляет прави-тельство в отставку согласно заявлению Премьер-министра, председательствует в Совете министров (правительство). К пра-вительственным правам президента примыкают его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание (нижняя палата парламента), объявлять референдумы, вводить чрезвычайное положение и др.
Гораздо шире круг полномочий, осуществляемых президен-том и правительством совместно. В этом случае акты главы госу-дарства требуют дополнительной подписи (контрассигнации) главы правительства.
Президент является безответственным политически и уго-ловно за действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. Его нельзя отправить в отставку иначе, чем в ре-зультате поражения на выборах. Резиденция президента — Ели-сейский дворец. Глава французской республики свободен в под-боре своих сотрудников.
Французское правительство тесно связано с Президентом. Формирование правительства начинается с назначения руководи-теля правительства — Премьер-министра. Это одно из важнейших собственных полномочий президента. Отставка премьера означает и отставку всего кабинета, связанного солидарной политической ответственностью. Правительство менее устойчиво, чем президент и даже Национальное собрание. Оно меняется раз
в 3-4 года. После назначения премьер-министра начинается фор-мирование самого правительства. Состав его зависит от мнения, как Президента, так и Премьера. Премьер не является главой пра-вительства, он руководит не самим правительством, а его дея-тельностью. Главой правительства считается Президент, возглав-ляющий Совет Министров.
Важнейшей правительственной структурой является Совет Министров, заседающий под председательством президента. Совет — коллегиальный орган, наделенный широкой компетенцией. Он рассматривает проекты законов, вносимых затем в парламент, принимает ордонансы и декреты, производит назначение высших должностных лиц и т.д.
Существует определенная иерархия членов правительства, число которых может доходить до 50. На верхней ступени — го-сударственные министры — руководители важнейших ведомств (около 5), затем идут обычные министры — руководители само-стоятельных ведомств, их помощники, называющиеся министрами-делегатами, и государственные секретари.
Парламент, которому вручена законодательная власть, со-стоит из Национального собрания и Сената. Национальное соб-рание (нижняя палата) состоит из 577 депутатов, которые изби-раются на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосо-вания.
Особенностью избирательной системы является создание института заместителей депутатов. На выборы кандидат идет вместе со своим возможным заместителем. В случае досрочного прекращения депутатом своих полномочий, его место в Нацио-нальном собрании занимает заместитель. Действует мажоритарная система голосования. Сенат (верхняя палата парламента) состоит из 322 депутатов. Сенат способствует преемственности го-сударственной власти, являясь постоянно действующим учреж-дением, обеспечивает представительство территориальных коми-тетов республики, исполняет типичные для подобного учреждения функции консервативного противовеса нижней палате.
Палаты французского парламента неравноправны. Решающая роль в исполнении главных парламентских функций принадлежит Национальному собранию.
Главной функцией парламента является законодательство. Французское право знает иерархию законов. Важнейшими из них являются конституционные, вносящие изменения в текст Основ-ного закона. Вторым в иерархии законов являются органические. Они принимаются в развитие Конституции, например, порядок проведения выборов Президента. И существуют обычные, орди-нарные законы.
Главная особенность законодательного процесса во Франции — активная роль в нем правительства.
Кроме основных законодательных полномочий парламент располагает и другими (вотум доверия правительству, объявление войны и др.).
Руководят деятельностью палат парламента председатели при помощи бюро. Парламентскую повестку дня, направление ее законодательной работы определяет совещание (конференция) председателей. В структуру парламента входят также различные комиссии, партийные фракции.