18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Суды штатов могут отличаться по своей структуре и назва-ниям, однако обычно имеют определенную организацию. Суды низшей инстанции занимаются наиболее простыми и общественно малозначимыми делами. Они призваны обеспечить быстрый, простой и дешевый суд. Суды общей юрисдикции — это основные учреждения юстиции, которые рассматривают в первой инстанции сложные уголовные и гражданские дела. Апелляционные суды могут подвергнуть новому рассмотрению любое дело, заслу-шанное нижестоящими судами. Верховные суды штатов берут к рассмотрению дела, в которых усматривают большой обществен-ный и правовой интерес.
В федеральной судебной системе нет судов низшей инстан-ции. Для рассмотрения в федеральном суде иск должен не только содержать «федеральный вопрос», но и быть достаточно крупным. Федеральные суды имеют следующую структуру: региональные суды, апелляционные суды. Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд. В состав Верховного суда входят главный судья и 8 судей. Они назначаются президентом с согласия Сената. Большинство дел Верховный суд рассматривает в качестве высшей инстанции.
Структура власти в штатах продолжает определяться мест-ными конституциями. Все они по своим основополагающим по-литико-правовым принципам сходны с федеральным образцом, но не повторяют его. Организация власти в штатах построена на жестоком разделении законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть в них принадлежит представительным учреждениям, разнообразным по названиям, но обычно объ-единенным понятием «легислатура». Подобно федеральному конгрессу они состоят из двух палат — палаты представителей и Сената.
Во главе исполнительной власти штатов стоит губернатор, избираемый обычно на четыре года. Губернатор не является еди-ноличным руководителем исполнительной власти штата. Населе-ние продолжает непосредственно избирать ряд других должност-ных лиц, которые могут действовать вполне независимо от гу-бернатора (секретарь, атторней, казначей, аудитор и другие).
Наряду с независимыми должностными лицами в штатах существует большое число автономных департаментов, комиссий и советов. Некоторые из них формально подчинены губернатору, другие действуют вполне самостоятельно.
Власти штатов (исполнительные и законодательные) дейст-вуют вполне независимо от федеральных органов, кроме случаев нарушения конституции США.
Графства имеют почти все штаты, их более 3000. Графства являются преимущественно сельскими территориями, однако не-которые из них были фактически поглощены разросшимися го-родами и стали их частью.
Некоторые функции местного управления осуществляются в США органами общей компетенции (графства, муниципалитеты, тауншипы) и специализированными (дорожными, пожарными, водоснабжения и т.д.), деятельность которых распространяется на особые округа, границы которых не совпадают с администра-тивными. Наиболее известны из них школьные округа, которых насчитывается около 1500.
Государственные служащие в США делятся на две основные группы: 1) политических руководителей, назначение которых производится в соответствии с принципами патронажа;
2) профессиональных бюрократов, проходящих службу на осно-вании «системы заслуг», карьера большей их части строится на основе закона Пендлтона (конкурсная система и т.д.), другие от-несенные к разряду «исключительных» следуют внутриведомст-венным документам (дипломаты, служащие, ФБР, ЦРУ и другие). На сегодняшний день в США существуют некоторые проблемы связанные с недостаточной эффективностью государственной службы, о чем говорят проводимые преобразования.
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Конституция Пятой республики превратила президента, иг-равшего ранее второстепенную политическую роль, в централь-ную фигуру структуры государственного управления. Выборы Президента прямые, всеобщие, проводятся по мажоритарной сис-теме абсолютного большинства. Если победитель не выявился в первом туре, то проводится второй тур.
Президент избирается сроком на 5 лет с правом неограни-ченного переизбрания. Для выдвижения кандидатов необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей ад-министративной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 де-партаментов, причем каждый из них должен дать не более 10% подписей. Обращает на себя внимание то, что французская изби-рательная практика достаточно демократична и экономна, т.к. со-брать голоса полутысячи представителей политической элиты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей.