18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




В Сенате существуют политические организации, аналогич-ные действующим в нижней палате.
Прохождение законопроекта — длительный процесс, насчи-тывающий до 15 основных стадий. Традиционно закон или по-правки к нему наряду с официальным названием получает еще одно — по имени их автора: «закон Шермана», «поправка Джек-сона». Законопроект может быть внесен в любую палату. В случае согласия палат документ поступает на подпись к президенту. Глава исполнительной власти может подписать его, не подписывать или официально отклонить, наложив вето. Законопроект, не возвращенный президентом Конгрессу в течение 10 дней, счита-ется принятым даже без президентской подписи. Официальное вето может быть преодолено большинством в 2/3 голосов в каж-дой из палат.
Институт президентства является одним из важнейших новшеств, которые ввели в политическую практику составители Конституции США. Срок полномочий Президента — 4 года, кон-ституционно закреплено два срока пребывания в Белом доме. Полномочия президента можно разделить на конституционные (исключительные), делегированные Конгрессом, а также подра-зумеваемые, опирающиеся на широкую трактовку конституции. Конституция объявляет президента главой исполнительной власти с широкими полномочиями. Как глава исполнительной власти он является руководителем многочисленного штата федеральной бюрократии. Президент является верховным главнокомандующим, а также руководит внешней политикой страны.
Президент по конституции — важный элемент законода-тельного процесса. В настоящее время именно правительство на деле превратилось в главного законодателя. Кроме того, он обла-дает таким мощным средством воздействия на законодательный процесс, как вето. Президент обладает правом обращаться к Кон-грессу с посланием о положении в стране.
Данное послание обычно содержит законодательную про-грамму правительства.
Делегированные полномочия переданы президенту решением Конгресса и утверждены законодательно, например, бюджетные права Президента. Контроль над тем, как президент трактует свои конституционные полномочия, осуществляется Конгрессом, например, его чрезвычайные полномочия в условиях внутренних и международных кризисов. Президент также является главой своей политической партии.
Институт вице-президентства является еще одним новшест-вом создателей государственно-управленческой модели США. Основная причина его возникновения — стремление создать леги-тимный и определенный механизм передачи власти в случае дос-рочного прекращения исполнения президентом своих обязанно-стей.
При Президенте действует собрание министров, руководи-телей департаментов, которое составляет Кабинет, численностью 14 человек, в который могут входить и другие, специально назна-ченные президентом лица. В его заседаниях обычно участвует вице-президент. Совещание проводится по мере надобности, чаще проходят встречи с отдельными министрами.
Исполнительную власть в США представляют Президент, Исполнительное управление (офис) президента, исполнительные департаменты, независимые агентства и правительственные кор-порации. Исполнительные департаменты (министерства) являются важнейшими органами исполнительной власти. Департаменты неравнозначны как по своим размерам, бюджету, так и по госу-дарственно-политическому значению. В настоящее время суще-ствуют следующие исполнительные департаменты: государст-венный, обороны, финансов, юстиции, внутренних дел, также сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и соци-альных служб и т.д.
Отличие исполнительных департаментов от независимых агентств состоит в менее жесткой подчиненности президенту и в более узкой их специализации. Численность независимых агентств достигает несколько десятков (комиссия по междуштатной торговле, НАСА и др.).
Правительственные корпорации возникли сравнительно не-давно и действуют в тех сферах экономики, где привлечение ча-стного капитала или нежелательно, или невозможно из-за высокой общественной значимости при одновременно невысокой рен-табельности (почтовая служба, американская транспортная кор-порация и другие).
США относится к группе государств общего права, чья су-дебно-правовая система сформировалась под сильным влиянием британских образцов. Законы, прецеденты и судебные системы отдельных штатов могут существенно различаться между собой.
Судебная система США состоит из двух ветвей, которые не составляют правильной иерархии и действуют во многом парал-лельно. Приговоры высших судов штатов в большинстве случаев окончательны и могут пересматриваться Верховным судом США только в случае обнаружения в них «федерального вопроса».