18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




В Палате общин представлены и другие политические группы, но одна из ведущих партий всегда получает в палате абсолютное большинство и формирует правительство. Срок полномочий парламента составляет пять лет.
Высшим должностным лицом палаты является спикер. У спикера три главные функции: он представляет палату во взаи-моотношениях с монархом, другими государственными учрежде-ниями, гражданами, руководит дебатами и является высшим ру-ководителем аппарата ее служащих. Кандидатуру спикера пред-лагает правящая партия, но если прежний спикер желает продол-жить свою деятельность он обычно сохраняет свой пост. Главное требование к спикеру — политическая беспристрастность. После избрания он выходит из своей партии. Спикер не участвует в де-батах и голосует лишь тогда, когда голоса разделяются поровну.
В деятельности палаты, организации законодательного про-цесса, решающую роль играют фракции политических партий, прежде всего крупнейших из них — консерваторов и лейбористов, которые периодически меняются местами в качестве правительств и официальной оппозиции. Правящая партия преобладает во всех структурных подразделениях парламента, и её лидер руководит работой парламентского большинства. Он автоматически становится Премьер-министром.
Палата состоит из общего собрания и комитетов, которые в свою очередь делятся на комитет всей палаты, выборные (специ-альные) комитеты, постоянные комитеты, соединенные комитеты. Основная функция палаты — законотворчество.
Английские законы (статуты) делятся на три группы, для каждой из которых установлен свой порядок рассмотрения. Ос-новным видом законопроектов являются публичные билли. Они устанавливают общие правила для всей территории Великобри-тании. Частные билли касаются отдельных местностей, юридиче-ских и физических лиц или их групп. Гибридные билли содержат нормы как общего применения, так и затрагивающие отдельных лиц.
Палата общин осуществляет контроль над правительством и отдельными министерствами. Парламентскому большинству приходится контролировать как бы самого себя.
Традиционно главой правительства Великобритании счи-тается монарх, но его роль не более чем церемониальная. Премьер-министром становится лидер победившей партии. Формирование правительства начинается с назначения монархом Премьер-министра, которому поручается представить список министров. Статус главы правительства не определен законом, поэтому реальный ресурс власти зависит от личного авторитета главы правительства, от степени единства партии и т.д. Формирование правительства происходит быстро, чему способствует наличие у победившей оппозиционной партии «теневого кабинета». В про-цессе формирования правительства должностная квалификация не считается решающим критерием. Министры — профессиональные политики, поэтому министром финансов далеко не всегда становится бывший финансист, иностранных дел — дипломат и т.д. Часто случается, что один и тот же человек занимает различные министерские посты в составе данного кабинета. Правительство как собрание министров сформировалось в недрах королевского Тайного совета, который сохраняется и сейчас. Совет насчитывает около 300 человек, членство в нем является почетной синекурой.
Численность правительства не может превышать 95 человек (обычно 75-80). В полном составе правительство практически не собирается. Текущее управление государством осуществляет бо-лее узкая коллегия — кабинет. Его главная задача — согласование деятельности ведомств с целью обеспечения их солидарных дей-ствий в рамках политической программы правящей партии. Все члены кабинета назначаются премьером, численность его около 20 человек.
В Англии отсутствует четкое деление центральных ведомств. Политически наиболее важными ведомствами являются министерства: финансов, внутренних дел, иностранных дел, обо-роны. Другие министерства занимаются социально-экономическими вопросами (их около 15).
Парламент имеет право поручить кому-либо, например пра-вительству, издавать акты законодательного свойства. Так как правительство всегда опирается на парламентское большинство, оно легко может добиться от него полномочий на издание подоб-ных актов.
Система английского права состоит из трех исторически сложившихся его видов: общего, справедливости и статутного. Главная особенность общего права — это прецедентный характер.
Для судебной власти современной Англии характерно жест-кое деление на низшие и высшие суды. Низшие суды — суды ма-гистратов и графств — освобождают высшие инстанции от срав-нительно маловажных дел, обеспечивают быстрое и дешевое правосудие.