18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Важным элементом системы саморегулирования на местах являются органы территориального общественного самоуправле-ния.
Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территори-альной единицы (территории микрорайонов, жилищных ком-плексов, кварталов, улиц, дворов, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою решения вопросов местного значения либо непо-средственно населением, либо через создаваемые им органов территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и др.).
Учреждение органа территориального общественного само-управления, избрание его членов и утверждение устава осущест-вляется на собрании. Порядок избрания и работы органа этого самоуправления (старост, старейшин и др.) определяется поло-жением, утвержденным Советом соответствующей администра-тивно-территориальной единицы.
Органы территориального общественного самоуправления вправе:
» вносить на рассмотрение местных Советов, исполни-тельных комитетов предложений по вопросам местного значения и участвовать в их рассмотрении;
» созывать собрания граждан и обсуждать вопросы мест-ной жизни;
» использовать заработанные средства для развития соци-альной инфраструктуры;
» принимать на общественную и другую сохранность жи-лые дома, торговые и спортивные площадки и другие объекты;
» осуществлять общественный контроль за работой мест-ных социально-культурных учреждений и предприятий сферы обслуживания населения, вносить предложения по размещению предприятий торговли, общественного питания, бытового обслу-живания, физической культуры и спорта.
Собрание граждан — это совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населе-ния в решении государственных и общественных дел. Собрание граждан по месту жительства созывается по мере необходимости местными Советами, исполнительными комитетами, а также ор-ганами территориального общественного самоуправления.
Наиболее важные вопросы местного значения, затрагиваю-щие интересы населения, могут решаться путем референдумов. Порядок их проведения определяется законом «О народном голо-совании (референдуме) в Республике Беларусь».
В республике нет единой нормативно-правовой базы для ор-ганов территориального общественного самоуправления. Каждый регион разрабатывает положения, принимает решения о деятель-ности территориального общественного самоуправления, ищет источники материального и морального стимулирования людей, работающих в них; определяет формы и методы взаимодействия с исполнительными органами власти.
Органы территориального общественного самоуправления решают конкретные вопросы жителей, пользуются реальной под-держкой населения, способны оказать влияние на формирование мировоззрения граждан по целому ряду вопросов.
Экономическую основу местного управления и самоуправ-ления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собст-венность, служащая источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения экономических потребностей населения соответствующей территории.
Немаловажную роль в функционировании системы местного управления и самоуправления играет местное хозяйство. Оно состоит из предприятий и объединений, в том числе объектов со-циальной и производственной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью той или иной административной единицы.
Коммунальной собственностью является имущество, при-надлежащее соответствующему административно-территори-альному образованию, служащее источником получения доходов местных бюджетов, удовлетворения социальных и экономических потребностей населения. Управление этой собственностью осуществляют местные Советы, а также исполнительные комите-ты.
Развитие каждого конкретно взятого региона зависит от системы взаимодействия местных представительных и исполни-тельных органов власти. Основой такого взаимодействия являются положения и гарантии закона «О местном управлении и само-управлении в Республике Беларусь».
Контрольные вопросы к теме №9
1. Дайте определение терминов «местное управление» и «местное самоуправление». В чем их различие?
2. Каковы отличительные особенности местного само-управления от государственного управления?
3. Как называется исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселения, сельсо-вета? Каковы его полномочия?
4.