18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Одним из важнейших международных правовых актов в об-ласти местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г. Государства-участники Европейской Хартии взяли на себя обязательства считать себя связанными ее статьями в опре-деленном объеме. Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в Евросоюз.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями содержит пятый раздел, который называется «Ме-стное управление и самоуправление». Статья 117 Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в первой статье Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Правовые возможности для обеспечения местного само-управления финансовыми ресурсами открывает статья 133 Кон-ституции Республики Беларусь, согласно которой бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские и мест-ные бюджеты. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5 «Экономическая основа местного управления и самоуправления».
МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
Система административно-территориального деления Рес-публики Беларусь включает 6 областей и город Минск, 118 рай-онов, 110 городов, 25 районов в городах, 103 поселка городского типа, 1455 сельских советов, 24117 сельских населенных пунктов.
Конституция 1994 года и последующее законодательство в системе местной власти утвердили понятие местного управления как форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Ис-полнительные органы переместились в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с советами состоят в подотчетности. Местные советы имеют право принимать решения лишь в строго ограни-ченных пределах.
В настоящее время в республике действует закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995-1997, 2000-2001 годах.
Исполнительным и распорядительным органом на террито-рии области, района, города, поселка, сельсовета является ис-полнительный комитет с правами юридического лица. Испол-нительные комитеты первичного уровня — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базового — городские (городов областного подчинения), районные; областного (обла-стные и Минский городской исполком) уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. в редакции 1996 определила структуру органов местной власти (схема 9.1.).
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители(ль), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполни-тельные комитеты первичного и базового уровней — Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распо-рядительным органам. Исполнительный комитет подотчетен со-ответствующему Совету по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Исполнительный комитет:
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и испол-нению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их вы-полнении;
3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
5) распоряжается коммунальной собственностью админист-ративно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
6) принимает решения о создании, реорганизации и ликви-дации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
7) заключает договоры с физическими и юридическими ли-цами;
8) осуществляет в порядке, установленном законодательст-вом Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;
9) отменяет в пределах своей компетенции решения руково-дителей иных органов местного управления, принятые с наруше-ниями законодательства Республики Беларусь или противореча-щие решениям Совета и исполнительного комитета;
10) образует по вопросам своей деятельности комиссии, оп-ределяет их полномочия и руководит их деятельностью;
11) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;
12) решает в соответствии с законодательством Республики вопросы охраны здоровья, образования, социального и культур-ного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бы-тового и иного обслуживания граждан на соответствующей тер-ритории;
13) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные За-коном и иным законодательством Республики Беларусь.