18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Необходимо было учи-тывать развитие в республике межотраслевых хозяйственных ас-социаций, акционерных обществ, холдинговых компаний, эконо-мического партнерства и других видов ассоциативных структур. В отраслях производственной инфраструктуры следовало исходить из необходимости формирования межреспубликанских про-мышленных, транспортных, энергетических корпораций. Развитие рыночной инфраструктуры предполагало образование коммерче-ских органов ресурсного обеспечения, коммерческих бирж, торговых домов или посреднических фирм, работающих на парт-нерских началах с предприятиями.
Реформирование организационной структуры управления народным хозяйством республики происходило во взаимосвязи с изменением формы правления в государстве, четким разделением функций законодательных, исполнительных и судебных структур, использованием общепринятых форм негосударственных связей и отношений в экономической, социальной и политической сферах, а также с развитием рыночных отношений во всех отраслях и сфе-рах общественного производства. Формирующаяся структура органов управления должна была обеспечивать:
» реализацию права собственности и гарантий свободы экономического выбора для каждого хозяйствующего субъекта;
» противодействие монополистической деятельности и обеспечение соблюдения правил добросовестной конкуренции;
» выполнение всеми хозяйствующими субъектами норм, предусмотренных законодательством;
» проведение государственной регистрации, статистиче-ского учета и анализа;
» установление государственного контроля за использо-ванием ресурсов и государственного имущества;
» осуществление эффективной налоговой политики;
» представительство экономических и политических ин-тересов в международный отношениях;
» проведение государственной политики в социальной сфере;
» безопасные условия жизнедеятельности граждан.
За период 1991-2001 гг. организационная структура госу-дарственного управления как форма существования органов управления, несколько раз претерпевала определенные изменения. Условно можно выделить четыре этапа ее реформирования: первый — 1991-1994 гг.; второй — 1994-1995 гг.; третий —
1996-2001 гг. и четвертый — 2001 г. до настоящего времени.
Первый этап был связан с провозглашением Республики Беларусь суверенным и независимым государством, выходом республики из состава бывшего СССР и началом реформирования экономики на основе рыночных отношений. Наиболее сложным моментом формирования организационной структуры управления на первом этапе рыночных преобразований было правильное понимание принципиальной разницы между рыночной экономикой и переходным периодом. Здесь работа началась практически с нуля, так как до этого времени важнейшие направ-ления и функции (внешнеполитические, внешнеэкономические, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и др.) были сосредо-точены в СССР.
Второй этап реформирования системы органов государст-венного управления был связан с введением в республике в
1994 году института президентства.
Началу третьего этапа положили уточнения и дополнения Конституции Республики Беларусь, связанные с необходимостью решения сложных задач политического, экономического и соци-ального характера. Изменение системы органов государственного управления на этом этапе осуществлялось в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О системе республиканских органов управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь» № 30, принятом от 11 января 1997 года. Была сформирована система республиканских органов управления, действовавшая до сентября 2001 года.
Система управления была построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам и включала 25 ми-нистерств, 19 государственных комитетов, 24 комитета при ми-нистерствах, госкомитетах, 16 объединений, подчиненных Пра-вительству.
Главные направления совершенствования структуры управ-ления в основных сферах народного хозяйства республики были сформулированы в Концепции Генеральной схемы управления, разработанной в соответствии с решениями Коллегии Совета Министров Республики Беларусь № 21 от 30 декабря 1996 г., Ге-неральной схеме управления народным хозяйством республики на 1996-2000 гг. и включали:
» построение эффективной системы государственного управления народным хозяйством по единым для всех уровней принципам;
» обеспечение целенаправленности и гибкости структур и функций органов управления;
» оптимизация структурного и функционального обеспе-чения управления по «зонам» собственности;
» эффективное сочетание исполнительной вертикали и территориальных региональных органов, включая органы само-управления;
» перестройка системы управления в основном звене (на предприятиях, организациях) с учетом перехода к рыночным от-ношениям.