18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




В установленном порядке получать от министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций информационо-аналитические, отчетные и статистические (в том числе касающиеся финансово-хозяйственной деятельности) данные по вопросам функционирования и развития сферы образования, охраны детства и государственной молодежной по-литики;
2. В установленном порядке создавать за счет определен-ных законодательством источников специальные отраслевые и межотраслевые целевые фонды и принимать решения по распо-ряжению их средствами;
3. Создавать экспертные советы и комиссии по вопросам, входящим в его компетенцию;
4. Проводить международные и республиканские конфе-ренции, конгрессы, симпозиумы, совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Минобра-зования;
5. Участвовать в работе межгосударственных организаций, комиссий и комитетов, общественных организаций, организовы-вать международное сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию Минобразования;
6. В установленном порядке вносить представления о на-граждении государственными наградами работников Минобразо-вания, национальной системы образования, применять по отно-шению к ним, а также к обучающимся и воспитанникам меры по-ощрения.
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на долж-ность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
В структуру Минобразования (схема 8.1) входят департа-мент по делам молодежи, департамент контроля качества образо-вания, а также управления и отделы.
Департамент по делам молодежи, департамент контроля ка-чества образования имеют печать с изображением Государствен-ного герба Республики Беларусь, наименованием Минобразования и наименованием департамента, а также соответствующие бланки.
Министерство образования взаимодействует со многими го-сударственными и негосударственными структурами, республи-канскими концернами и банками, НАН и различными фондами по вопросам разработки различных образовательных проектов и программ, определения финансирования и развития приоритетных направлений в образовании, международного сотрудничества.
Местные органы управления образованием выполняют сле-дующие функции:
» обеспечивают развитие образования с учетом особен-ностей регионов, перспектив их социально-экономического раз-вития, а также определяют размеры и структуру подготовки ра-бочих кадров и специалистов;
» создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке учебные заведения и иные учреждения образования, регистрируют их статус.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку она обеспечивает населению духовную свободу и формирует на-циональное самосознание.
Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеоло-гических основ государства, создание условий для воспроизвод-ства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение дос-тупности услуг учреждений культуры для всего населения страны.

Схема 8.1. Структура Министерства образования

В зависимости от формы собственности (учредителя) и ор-гана управления в сфере культуры можно выделить учреждения:
» Государственные — подчиняются Министерству куль-туры;
» Ведомственные — находятся в непосредственном под-чинении другим министерствам (образования, информации, обо-роны и т.д.);
» Общественно-коллективные (учредители — акционер-ные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной собственности);
» Частные (учредители — частные лица).
Большая часть учреждений культуры находится в отрасле-вом подчинении Министерству культуры.
По уровню управления и финансирования выделяют 2 вида учреждений системы Министерства культуры:
1. Учреждения, находящиеся в непосредственном подчи-нении Министерству культуры и финансируемые из республи-канского бюджета (Комитет по охране историко-культурного на-следия, комитет по реставрации и консервации памятников, управления культуры облисполкомов, управления культуры ис-полкома района, города).
2. Учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюд-жетов (культурно-просветительные учреждения — музеи, нацио-нальные библиотеки, государственный регистр кино-, видео-фильмов и программ, Республиканский центр национальных культур, Государственная историко-культурная экспедиция по спасению культурных ценностей; театрально-зрелищные пред-приятия — театры, музыкальные объединения и коллективы, цирки; учебные заведения, производственные предприятия).