18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




К ним относятся:
» принцип единства и целостности;
» принцип устойчивости и развития;
» принцип сочетания централизации и децентрализации;
» принцип разделения труда.
На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой клас-сификации органов управления, но существуют критерии по-строения организационной структуры управления:
» территориальный масштаб компетенции (по этому кри-терию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);
» порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);
» характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);
» порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единоначального управле-ния).
Во многом организационная структура зависит от человече-ского потенциала, информационного обеспечения, стиля государ-ственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.
УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Процесс формирования и реформирования системы органов управления в Республике Беларусь начался в 90-е годы 20 в. в ус-ловиях перехода от централизованной плановой системы к соци-ально ориентированной рыночной экономике. Побудительными мотивами явились экономическая и политическая ситуация, на-полнение государственного суверенитета республики всеми ат-рибутами власти, что было связано с распадом бывшего СССР и его органов управления, перераспределением субъектов собст-венности (включением в республиканскую собственность пред-приятий и организаций союзного подчинения, расширением со-става субъектов коммунальной собственности) и необходимостью формирования и развития новых форм межгосударственных связей в экономической, социальной и политической сферах.
Реформирование структуры органов государственного управления должно было основываться на соблюдении ряда ос-новных принципов и требований. В их числе:
» полной адекватности деятельности органов государст-венного управления основам функционирования суверенного го-сударства и законам рыночной экономики;
» формировании государственных органов преимущест-венно на функциональной основе, позволяющей исключить воз-можность использования командно-распорядительных методов управления в узкоотраслевых интересах;
» обеспечении необходимой степени устойчивости струк-туры государственной исполнительной власти в периоды станов-ления и развития рыночных отношений;
» отказе от прямого вмешательства органов государст-венного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударст-венных форм собственности;
» гарантированности свобод предпринимательской дея-тельности и реализации прав собственности различных экономи-ческих субъектов;
» децентрализации и демонополизации структур хозяйст-венного управления.
Содержание и объем деятельности органов государственного управления определялись, с одной стороны, долей государст-венного сектора в экономической и социальной сферах, и, с дру-гой, необходимостью и целесообразностью государственного воздействия на ту или иную сферу, исходя из общенациональных интересов.
Система государственного управления должна была обеспе-чивать выработку и достижение целей долгосрочной экономиче-ской стратегии республики; сохранять контроль за развитием стратегических отраслей народного хозяйства; регулировать ход воспроизводственных процессов; реализовывать крупные инве-стиционные проекты; обеспечивать социальную защиту населения; создавать условия для выравнивания экономического и со-циального уровня развития территориальных образований; ока-зывать помощь в ликвидации экологических бедствий.
Приведенные выше принципы учитывали те условия, в ко-торых функционировало народное хозяйство республики, и тре-бовали умеренно-радикальных преобразований, обеспечивающих встраивание новых рыночных структур и отмирание устаревших административных форм и методов управления. Кроме того, в процессе перестройки системы государственного управления не-обходимо было учитывать установление новых межгосударст-венных отношений между республиками бывшего СССР, а также проводимую ими экономическую политику в рамках соглашений.
Реформирование содержания деятельности республиканских органов управления необходимо было увязывать с преиму-щественным использованием экономических регуляторов и со-провождать формированием новых экономических структур ры-ночного типа при одновременном сужении круга отраслевых ор-ганов, изменением их правового статуса.