18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Свое управляющее воздействие субъект управления в соот-ветствии с возложенными на него функциями и полномочиями осуществляет по отношению к определенному объекту (сово-купности объектов) управления.
Между субъектом и объектом управления должны устанав-ливаться четкие организационные отношения. При этом объекты управления должны:
» воспринимать управляющее воздействие субъекта управления и адекватно на него реагировать;
» иметь четкие организационные отношения с субъектом управления;
» иметь устойчивые каналы прямой и обратной связи с субъектом управления.
Организационная структура государственного управления обеспечивает функционирование системы государственного управления конкретного государства. В силу этого она строится на основе:
» Конституции государства (основного закона), дейст-вующей на его территории законов и нормативных актов, регла-ментирующих организацию государственного управления в целом и в соответствующей сфере деятельности;
» учета сложившейся мировой практики и национальных особенностей страны в организации государственного управления в различных сферах деятельности.
В зависимости от назначения, сложности, важности, состоя-ния, качества, способностей и возможностей управляющего субъ-екта и объекта управления, существующих в системе управления норм и правил, а также влияния на организационную структуру управления факторов, осуществляется распределение объектов управления между различными уровнями (национальный, регио-нальный, отраслевой, местный) и звеньями организационной структуры управления.
К общим правилам формирования организационной струк-туры государственного управления следует отнести следующие:
» каждый объект должен иметь свой и желательно един-ственный (хотя существуют объекты двойного подчинения) субъект управления;
» за каждым субъектом закрепляются свои объекты управления, объединяемые каким-либо существенным признаком (территориальной принадлежностью, функциональным, отрасле-вым и др.);
» между субъектом и объектом управления должны уста-навливаться определенные отношения — взаимные обязанности, права, ответственность.
Отклонение от общих правил влечет за собой появление та-ких негативных тенденций в системе государственного управле-ния, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.
Организационная структура государственного управления должна обеспечивать и регламентировать:
» полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенные на него функции;
» сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего с целями вышестоящего уровня;
» комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;
» рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;
» реализацию прав и ответственности при решении управленческой задачи;
» полное соответствие исполнения компетенции и пра-вам.
Организационная структура государственного управления формируется на основе определенных принципов, которые вы-ступают в качестве основополагающей идеи и носят объективный характер, поскольку отражают реальные условия построения и функционирования системы. Обладая определенной степенью стабильности, принципы в то же время должны быть гибкими, обеспечивать своевременное реагирование на изменение внешней среды, динамику общественной жизни, изменяющиеся требования и задачи организационной системы.
Можно сказать, что организационные принципы управления отражают понимание и осознанное использование объективных закономерностей построения системы государственного управле-ния и обеспечение ее эффективного функционирования.
С определенной степенью условности можно выделить две группы принципов организации государственного управления: организационно-политические и организационно-технологи-ческие.
Организационно-политические принципы основаны на объективной необходимости учета социально-политических, эко-номических и иных процессов государственного и общественного развития.
К ним относятся:
» принцип законности;
» принцип соблюдения прав и свобод человека;
» принцип соблюдения жизненно важных интересов личности, общества, государства;
» принцип взаимной ответственности;
» принцип гуманизма;
» принцип осуществления связи с общественностью.
Организационно-технологические принципы отражают основные подходы к формированию организационной структуры государственного управления и обеспечивают эффективность его функционирования.