18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Одновременно министр — административное должностное ли-цо, издает приказы, распределяет обязанности между своими за-местителями, несет ответственность за работу аппарата мини-стерства и в целом за состоянием дел в отрасли.
Основные принципы организационно-функционального построения министерств — единоначалие и субординация.
Основные функции и полномочия министра:
» руководство формированием политики в своей сфере деятельности;
» принятие административных решений;
» подготовка официальных документов общего характера;
» контроль над расходованием финансовых и иных средств;
» организация эффективной работы центрального аппарата и в целом ведомства;
» представительство организации во внешних связях.
Функции и структура каждого министерства, комитета, ор-ганизации отличаются многообразием и закрепляются положением о министерстве, которое утверждает Президент.
На сегодняшний день в Республике сложилась система рес-публиканских органов государственного управления, которая представлена на схеме 4.1.
Контрольные вопросы к теме 4
1. Что представляет собой правительство как институт го-сударственной власти, и какие оно выполняет функции в системе государственного управления?
2. Перечислите важнейшие полномочия правительства.
3. Охарактеризуйте связь правительства с другими орга-нами государственного управления.
4. Что понимается под коллективной и персональной от-ветственностью?
5. Как можно классифицировать распорядительно-исполнительные органы государственного управления?
6. Что представляет собой Правительство Республики Бе-ларусь? Каков порядок его формирования?
7. Каковы полномочия, задачи и функции Правительства Республики Беларусь?
8. Дайте характеристику министерству, комитету как ор-ганам государственного управления.
9. Какие принципы легли в основу построения системы республиканских органов государственного управления Респуб-лики Беларусь?
10. Охарактеризуйте систему республиканских органов го-сударственного управления Республики Беларусь.

ТЕМА 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЛЕКЦИЯ 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Основные понятия:
административно-политическая сфера; Министерство внутренних дел; Министерство юстиции; Министерство ино-странных дел; Министерство обороны; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Комитет государственной безо-пасности; Государственный таможенный комитет.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Административно-политическая сфера представляет собой комплекс, охватывающий вопросы обороны, безопасности госу-дарства, внешнеэкономической и внешнеполитической деятель-ности, обеспечения защиты прав и свобод личности, безопасности граждан.
Любое государство заинтересовано в обеспечении стабиль-ности, правопорядка, искоренении преступности.
Государственное управление административно-политической сферой имеет ряд существенных особенностей. К ним относится то, что она находится в исключительном ведении государства. Исключительными управленческими полномочиями в соответствии с Конституцией РБ обладает Президент, парламент и правительство. К примеру, Глава государства руководит деятельностью республиканских органов исполнительной власти, ведающих, в частности, вопросами обороны, безопасности, внут-ренних дел, иностранных дел, а также осуществляет иные полно-мочия как Верховный Главнокомандующий Вооружении Силами и Председатель Совета Безопасности. Данное положение отража-ется в указах Президента о структуре республиканских органов исполнительной власти. Так, Президенту непосредственно под-чиняется Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство иностранных дел, КГБ и некоторые другие рес-публиканские органы исполнительной власти. В соответствии со ст. 79 и 86 Конституции Республики Беларусь глава государства осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РБ и ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккреди-туемых при нем дипломатических представителей.
Обширными полномочиями обладает Национальное собра-ние и Совет Министров. Так, Правительство обеспечивает пред-ставительство республики в иностранных государствах, между-народных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров и их обязательств; отстаивает геополитические интересы, защищает своих граждан за пределами ее территории ряд других.