18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




ПРАВИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА РАСПОРЯДИТЕЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Правительство — это высший коллегиальный орган ис-полнительной власти, который отличается от других органов предметом и сферой деятельности. Правительство обеспечива-ет: исполнение законов, соблюдение законности в системе государственного управления, поддержание правопорядка в стране, осуществляет управленческие функции и обеспечивает реализацию принимаемых решений, определяет возможности и порядок использования ресурсов страны, обеспечивает управление государственным аппаратом, регулирует социально-экономическое развитие страны и т.д.
Правительство страны может играть различную роль в жизнедеятельности общества и иметь различный конституци-онный статус. Это зависит от многих факторов, в том числе и от государственного устройства и формы правления, политического режима, от устоявшихся исторических традиций и менталитета народа и т.д. Как правило, общая компетенция правительства оп-ределяется Конституцией страны.
В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства. При парламен-тарных формах правления — это высший орган исполнительной власти.
Порядок формирования правительства в разных странах имеет свою специфику, но в качестве общей основы можно выде-лить партийную принадлежность кандидатов.
В странах с президентской формой правления правитель-ство формируется президентом из числа представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотноше-ния сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (на-пример, США) назначение на ключевые министерские посты, наря-ду с принципом партийной принадлежности, производится с ведома и согласия сената.
В странах с парламентарными формами правления пра-вительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия), В Великобрита-нии, например, главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. В случае отсутствия такового, монарх может повлиять на выбор кандидата, кон-сультируясь при этом с видными политическими деятелями стра-ны.
Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две, или больше партий, договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающееся на совместное парламентское большинство этих партий. Такие коалиционные правительства являются характерными для Италии, Бельгии, Нидерландов. Многие правительственные коалиции демонстрируют достаточно высокую эффективность (Израиль, Германия, Швейцария).
Иногда правительственную коалицию по той или иной при-чине создать не удается. В этом случае одна или несколько партий формируют «правительственное меньшинство», которое обладает властью лишь постольку, поскольку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такие правительства формируются довольно часто в Дании, Норвегии, Швеции. В некоторых случаях правительство может быть сформировано не лидерами партий, а высшими чиновниками — такое правительство называется «деловым», «служебным» или просто «чиновничьим». В послевоенный период «деловые кабинеты» формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии.
В республиках со смешанными формами правления пра-вительство тесно связано с президентом, но все же представ-ляет отдельный институт и должно устраивать как президента, так и парламент. В случае возникновения разногласий решающее значение имеет мнение парламента. Правительство менее устой-чиво, чем президент и парламент. Оно меняется раз в 3-4 года.
В самой общей форме полномочия, задачи и функции пра-вительства закреплены в Конституции страны, более широкие полномочия закрепляются соответствующими законода-тельными и нормативными актами.
В каждой стране правительство имеет свое название.
К наиболее распространенным относятся — Совет министров, Ка-бинет министров, Государственный совет, Федеральный совет и т.д.
Объем полномочий правительств унитарных и федеративных государств неодинаков. В условиях федеративного государ-ственного устройства проводится разделение компетенции между федерацией и ее субъектами (ФРГ, США, Российская Федерация). Полномочия федерального правительства касаются решения во-просов, отнесенных конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.
К числу важнейших полномочий правительства в любой стране можно отнести следующие:
» разработка основных направлений внутренней и внеш-ней политики и определение мер по их реализации;
» формирование государственного аппарата и руково-дство его деятельностью;
» исполнение законов;
» составление и исполнение бюджета;
» прогнозирование социально-экономического развития;
» руководство отдельными отраслями хозяйства, духов-ной и социальной сферами;
» участие в законодательной деятельности — посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов;
» принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
» ведение международных переговоров и заключение со-глашений.