18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Целью изучения данного курса является получение сово-
купности знаний в области построения и функционирования ор-ганизационной структуры государственного управления в целом, ее отдельных органов различного уровня управленческой иерар-хии.
Для достижения этой цели необходимо:
» иметь четкое представление о целях и задачах организа-ции государственного управления;
» изучить современные научные подходы к построению организационной структуры государственного управления;
» знать особенности, условия и научные подходы к фор-мированию иерархической системы государственного управления в Республике Беларусь;
» изучить природу и сущность государственных органов, связи между ними, их цели, задачи, функции.
Важнейшая задача курса — это освоение не только теоре-
тических, но и практических вопросов, связанных с сущностью, построением и функционированием организационной структуры государственного управления, ее органов, государственного ап-парата в целом.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Реализация основных направлений и целевых установок по-литического, социально-экономического развития страны во мно-гом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.
Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упо-рядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, це-лями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воз-действия государства на протекающие в обществе процессы.
Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В совокупности они образуют единую целостную, качественно но-вую систему, которую нельзя свести к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Их совокупность, взаимосвязи и взаимодействие придают этой системе новую качественную определенность, обеспечивают ее устойчивость. Наличие систе-мообразующих элементов, устойчивые связи между ними — это ничто иное, как структура системы.
Структура отражает строение системы государственного управления, его внутреннюю форму организации.
Основополагающими признаками организационной структуры государственного управления являются:
» наличие цели;
» наличие системообразующих элементов (органов госу-дарственного управления);
» наличие внутреннего координирующего центра, обеспе-
чивающего стабильность и равновесие организационной системы;
» саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
» обособленность (наличие границ, отделяющих органи-зационную структуру от внешней среды);
» организационная культура, основанная на нормах права и поведения.
Совокупность системообразующих элементов и упорядо-ченные связи между ними должны обеспечивать устойчивость организационной структуры, возможность ее развития и эффек-тивного функционирования.
Определяющим основанием организационной структуры го-сударственного управления является наличие субъекта и объекта управления.
Субъект управления включает в себя институциональную составляющую и личностный компонент. Учреждение государст-вом институции осуществляется в установленном конституционно-правовом порядке в целях реализации функций государства.
Процесс институциализации выражается в различных фор-мах: государственных институтах и органах, учреждениях, орга-низациях, печатной продукции власти — документах, законах, ин-струкциях, нормах, правилах, приказах и т.д.
Субъекты управления отличаются друг от друга формами построения, властными полномочиями и степенью ответственно-сти, сочетанием принципов единоначалия и коллегиальности, выборностью или назначением на должность, методами и формами деятельности и др.
Специфика и особенности субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дуб-лирующего воздействия со стороны нескольких субъектов по от-ношению к одному объекту.
Каждый субъект управления, занимая определенное поло-жение в иерархии организационной структуры государственного управления, должен иметь четко определенные обязанности, пра-ва, свою меру ответственности, которые фиксируются в соответ-ствующем нормативном акте, например, в положении об органе государственного управления.