18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из двенадцати судей, шесть из которых, в том числе Председатель Конституционного суда, назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий членов Конституционного Суда одиннадцать лет.
Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основах назначаемости судей. Председа-тели и судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания, председатели и судьи остальных судов назначаются лично Президентом.
Международный арбитражный суд — это третейский суд по разрешению международных экономических споров при Бе-лорусской торгово-промышленной палате. К его ведению отнесе-но разбирательство дел, связанных с защитой прав и законных интересов субъектов хозяйствования.
Судьи в Республике Беларусь являются неприкосновенными. Неприкосновенность судей выражается в том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, который его назначил, в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отноше-нии судьи может быть возбуждено только Генеральным прокуро-ром Республики Беларусь. Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.
ОРГАНЫ ОСОБОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В системе государственных институтов следует выделить государственные органы особой компетенции, которые выпол-няют определенные функции государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам относятся Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции они используют специфические формы и методы деятельности. Соз-дание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства.
Важнейшей функцией любого государства является кон-трольная функция, предполагающая контроль со стороны госу-дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономи-ческих и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.
В Республике Беларусь государственный контроль обеспе-чивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Пре-зидента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственно-сти, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государ-ственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д.
Комитет государственного контроля обладает достаточно широкими полномочиями. В частности, он имеет право:
» получать от государственных органов и иных юридиче-ских лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую ин-формацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности;
» привлекать к участию в проверках (ревизиях) предста-вителей правоохранительных, контролирующих и других госу-дарственных органов;
» направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер;
» осуществлять производство по делам об администра-тивных правонарушениях и привлекать к ответственности (при-менять штрафные, экономические санкции) виновных должност-ных лиц и субъекты хозяйствования всех форм собственности и другие.
Решения Комитета государственного контроля, его террито-риальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном и ином, установленном законодательством порядке.
В результате присоединения Государственного комитета финансовых расследований к Комитету государственного кон-троля (Указ Президента Республики Беларусь № 516), в его со-ставе создана соответствующая организационная структура, обеспечивающая реализацию функций, связанных с финансовыми расследованиями.
В рамках своей компетенции контрольные функции выпол-няют и другие органы государственного управления.
К органам особой компетенции относится институт проку-рорского надзора в Республике Беларусь.
Прокуратура (от лат procuro — забочусь, управляю) — спе-циальный государственный орган, выполняющий функцию об-щего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.
Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности ру-ководствуется законом «О прокуратуре Республики Беларусь».