18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Суд, участвуя в управлении государством и являясь частью общества, не должен руководствоваться политическими мотивами при рассмотрении конкретного дела. Суд, с одной стороны, должен охранять государство, с другой — защищать права челове-ка от произвола государства.
Суд должен поддерживать и укреплять существующий по-рядок, легитимность государственного управления, но когда го-сударство и его учреждения выходят за рамки законов, суд обязан ограничить государство, не допустить подавления демокра-тических основ общества. Он укрепляет экономическую стабиль-ность в обществе, поддерживает политическую стабильность, а также играет большую идеологическую роль (уважение к закону, нормам поведения и т.д.).
Формирование судов осуществляется различными спосо-бами, однако в большинстве стран судьи назначаются чаще всего президентом, в монархических государствах — министром юсти-ции. В большинстве стран судьи назначаются пожизненно. Судья может быть смещен за преступление, пренебрежение своими обя-занностями. Несмотря на различия в назначении и смещении судей в разных странах, все они преследуют одну цель — укрепление не-зависимости судебной власти.
Существуют различные модели судебных систем: англо-саксонская (предусматривает единую систему судов во главе с верховным судом), романо-германская (отсутствует единая сис-тема судов, полисистемность), социалистическая (характерна вы-борность всех судей и народных заседателей непосредственно избирателями, представительными органами или (народных засе-дателей) трудовыми коллективами, мусульманская (имеет персо-нифицированный характер, т.е. мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд), об-щинная (суды племенных вождей, старейшин).
Существуют две основные разновидности государственных судов: общие (суды общей юрисдикции) и специальные. В боль-шинстве стран создаются специальные судебные округа, не сов-падающие с административно-территориальным делением, для того, чтобы создать условия для независимости судебной власти от других органов на местах.
Число ступеней судов общей юрисдикции обычно от двух до четырех.
Создание специальных судов (разных по рассматриваемым вопросам) призвано ускорить правосудие по отдельным катего-риям дел. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за консти-туционностью правовых актов.
Совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с их компетенцией, полномочиями составляет судебную систему.
В Конституции Республики Беларусь в статье 109 указано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах «территориальности» и «специализации».
Суды общей юрисдикции призваны решать следующие за-дачи: защищать от посягательств личные, политические, соци-ально-экономические права и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от формы соб-ственности, воспитывать граждан в духе преданности Родине, точного и неуклонного исполнения законов, бережного отноше-ния к государственной и общественной собственности, соблюде-ния дисциплины труда, уважения прав, чести и достоинства других граждан.
Система судебных органов в Республике Беларусь

Основными задачами хозяйственных судов являются обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов орга-низаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяй-ственной (экономической) деятельности; содействие укреплению законности в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Конституционный суд дает заключение о соответствии за-конов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и меж-дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бе-ларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, издан-ных для исполнения закона, Конституции, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, зако-нам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Ге-нерального прокурора, Конституции международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. По предложению Президента, Конституционный Суд дает заключение о наличии систематического или грубого нару-шения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.