18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, приня-тия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.
Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, со-гласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.
Однако Концепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она не привела к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль Верхов-ного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользу зако-нодательного собрания.
Положение усугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейся конкуренции между политиче-скими лидерами того времени, открытого противостояния зако-нодательной и исполнительной властей, что выражалось в по-пытках игнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
В соответствии с нынешним вариантом Конституции Рес-публики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен — он из-бирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.
Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, проти-воречащие Конституции республики, определять структуру Пра-вительства и устанавливать порядок его взаимодействия с рес-публиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вер-тикаль».
Президент Республики Беларусь имеет достаточно ши-рокие полномочия, которые по существу касаются всех на-правлений организации и осуществления государственной вла-сти. Это — реализация исполнительной власти, участие в за-конодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.
Президент Республики Беларусь олицетворяет единство на-
рода, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отно-шениях с другими государствами и международными организа-циями, принимает меры по охране суверенитета Республики Бе-ларусь, ее национальной безопасности и территориальной цело-стности, обеспечивает политическую и экономическую стабиль-ность, преемственность и взаимодействие органов государствен-ной власти, осуществляет посредничество между органами госу-дарственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их испол-нение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:
» Администрацию Президента Республики Беларусь;
» органы государственного управления;
» консультативные и иные органы при Президенте.
С согласия Палаты представителей Президент назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от долж-ности заместителей Премьер-министра, министров и других чле-нов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления На-ционального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государст-венного контроля, назначает на должность руководителей рес-публиканских органов государственного управления и определяет их статус.
Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изо-бражением государственного герба и со своим наименованием.
Глава Администрации осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несет персональную ответствен-ность за выполнение возложенных на данный институт задач и функций.