18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Когда и почему был введен институт президентства в Республике Беларусь?
6. Какими правами и полномочиями наделен Президент Республики Беларусь?
7. Каково участие Президента Республики Беларусь в го-сударственном управлении?
8. Каковы задачи и функции, права и обязанности Адми-нистрации Президента Республики Беларусь?
9. Перечислите задачи и функции Национального Центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Бела-русь?
10. Какова роль, задачи и функции Совета Безопасности?

ТЕМА 3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНЫ ОСОБОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ЛЕКЦИЯ 3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
ОРГАНЫ ОСОБОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Основные понятия:
институт президентства; администрация президента; Президент Республики Беларусь; Национальный центр зако-нопроектной деятельности; Совет Безопасности; парламент как институт представительства народа; Национальное соб-рание Республики Беларусь; Палата представителей; Совет Республики; институт судебной власти; судебная система; Конституционный суд; Верховный суд; общие суды; Хозяйст-венный суд; прокуратура; прокурорский надзор; Комитет го-сударственного контроля.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА
Президент — это единоличный глава государства, долж-ностное лицо, который получает свои полномочия в резуль-тате избрания его гражданами или парламентом путем пря-мых или косвенных выборов на определенный срок. Сроки пре-бывания в должности различны. Обычно они составляют 4-7 лет.
Институт президентства насчитывает более 200 лет. Его ро-диной считаются США, где в 1787 году Конституцией страны был установлен принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти. Оправдавший себя институт президентства в США способствовал его распространению и других странах. Сегодня он используется в 143 странах.
В мировом масштабе возникновение института президентства связано с объективной необходимостью создания сильной, дееспо-собной исполнительной власти, с поиском нового подхода к организации государственного управления.
Порядок избрания президента зависит в основном от фор-мы правления. В президентских и смешанных республиках, где президент обладает широкими властными полномочиями, выборы, как правило, прямые, по мажоритарной системе (абсолютного большинства). Всенародно избирают президента во Франции, в большинстве стран Латинской Америки, Польше, России, Беларуси, Украине, Литве, Египте, Мексике и других странах. При прямом избрании президент несет ответственность перед избравшим его народом, а не перед парламентом и не каким-либо другим органом власти, что возвышает его над ними.
В некоторых президентских республиках применяются и косвенные выборы (США, Аргентина).
Президент, избранный косвенным образом, также независим от парламента и практически неподконтролен ему, как и при прямых выборах.
В президентских республиках в руках президента сосредо-точена значительная повседневная власть. Он является главой го-сударства и главой исполнительной власти, ключевой фигурой в системе государственного управления.
В парламентских республиках президент избирается пар-ламентом либо самостоятельно (Турция, Израиль, Греция, Венгрия, Чехия и др.), либо с представителями местной зако-нодательной власти (Италия, ФРГ, Индия) — так называемыми избирательными коллегиями. Его роль сводится, в основном, к представительским, церемониальным функциям.
Сегодня институт президентства является одним из основных институтов государственной власти в странах с республиканской формой правления. По сравнению с другими институтами государ-ственной власти и должностными лицами президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью. Он оказывает весьма значительное влияние на систему го-сударственного управления, выступает ключевой фигурой во властных структурах государства, играет важную роль в общест-венно-политической жизни страны. Полномочия президента за-крепляются конституционно.
Институт президентства предусматривает создание испол-нительного аппарата (администрации президента), который обеспечивает ему реализацию конституционных полномочий.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь является унитарным, демократиче-ским, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.
В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходи-мость в его учреждении. Это было вызвано следующими обстоя-тельствами:
» образовавшимся вакуумом власти в силу кардинального изменения в политической системе общества, связанным с лик-видацией командно — административной системы, устранением руководящей роли КПСС, передачей власти Советам народных депутатов, которые по ряду причин не смогли обеспечить полноту власти в центре и на местах, не обеспечили координацию действий государственных структур;
» ослаблением исполнительной власти, повлекшим за со-бой появление серьезных недостатков в реализации принимаемых решений;
» искажением принципа коллективного руководства, что обусловило появление безответственности, ошибок и злоупот-реблений.