18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Линейный тип организационной структуры управления об-разуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: вышестоящий руководитель — руководители — исполнители. Субъект управления располагает правом властного распорядительства.
Такой способ является наиболее простым и логичным, обес-печивает организации подчиненность, единство распорядительства с указанием: что, кому и как делать. Однако при его использовании на основного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчиненных. Поэтому чем раз-нообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление. Кроме того, строгая формализация, субординация в отношениях приводит, в разной степени, к блокированию обратных связей, что снижает эффективность управления.
Преодолеть указанные недостатки призван функциональ-ный принцип построения организации управления, суть которого состоит в том, что субъект наделен лишь правами методического руководства (консультации, информирование, выдача рекомен-дации и т.д.). Права линейного руководителя передаются не-скольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций и концентрирует внимание лишь на одном участке работы. В результате у ис-полнителей появляется несколько так называемых функциональ-ных руководителей.
Производным от линейного и функционального типов явля-ется линейно-функциональный тип организации управления. Этот тип в определенной мере избавлен от недостатков и, в то же время, аккумулирует положительные стороны как линейного, так и функционального типов. Недостатком является то, что и при этом типе допускаются слабые связи на горизонтальном уровне, чрезмерное развитие вертикального субординационного воздей-ствия, громоздкий аппарат работников функциональных служб и уровней управления, обилие канцелярской работы. Преимущество же состоит в том, что в отделах работают специалисты, вы-полняющие сходные задачи, что позволяет создать специализи-рованные (штабные) подразделения. Такую структуру называют линейно-штабной (или линейно-функционально-штабной). В ней за основу берется линейная структура, но при каждом звене управления создается штаб, состоящий из функциональных орга-нов, которые специализируются на выполнении конкретной функции управления.
Линейно-штабной тип организации управления позволяет повысить качество линейного руководства. Чтобы освободить руководителя органа управления от решения второстепенных во-просов, функциональным руководителям предоставляются права давать указания объектам управления по отдельным функциям. К недостаткам относится то, что штабные подразделения имеют тенденцию к количественному росту и, как следствие — к отрыву от решения актуальных практических проблем. При этом увели-чивается нагрузка на линейного руководителя, который стано-вится посредником между штабным и другими подчиненными ему структурными подразделениями.
Наибольшую гибкость в управлении обеспечивает про-граммно-целевой тип организации управления. Он представляет собой упорядоченную совокупность структурных единиц, объе-диненных организационно для решения комплексных задач. По типам организационного механизма такие структуры бывают обычными и матричными.
Обычные структуры носят временный характер. Для вы-полнения какой-либо задачи в подчинение руководителю про-граммы выделяются сотрудники соответствующих функциональ-ных подразделений. Задание исполнителям дает руководитель программы, а дисциплинарные взыскания налагает линейный ру-ководитель по представлению руководителя программ. Недостат-ком такого управления являются ограниченные права руководи-телей программ.
Суть матричной структуры управления состоит в том, что занятость в программе не освобождает её участников от выпол-нения постоянных обязанностей. Для такой организации харак-терна сложная система подчиненности структурных единиц — оно может быть двойное, тройное и большее. При такой структуре создаются различные комитеты, комиссии специалистов различ-ных организаций, не связанные с организационной подчиненно-стью.

Контрольные вопросы к теме 2
1. Что представляет собой государственная институцио-нальная система?
2. Дайте определение и общую характеристику государст-венным институтам.
3. Какие подсистемы можно выделить в системе государ-ственных институтов?
4. Что представляет собой институт президентства? Когда он был введен и каковы масштабы его деятельности?
5.