18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Такие структуры называются формальными. Однако наряду с ними могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТИПОЛОГИЯ
Эффективность функционирования каждого органа (органи-зации) зависит от согласованности действий его подсистем, т. е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.
Связующим и координирующим звеном работы государст-венного органа является ее организационная структура управле-ния. Именно с ее помощью достигается объединение всех компо-нентов, обеспечивается целостность, управляемость в организации.
Организационная структура управления государственных органов — это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечиваю-щих устойчивый и качественный процесс управления.
Первичным элементом организационной структуры управ-ления является звено управления — совокупность должностей од-ного уровня (по горизонтали). Например, в министерствах Рес-публики Беларусь можно выделить звено руководителей депар-таментов, звено руководителей управлений и т.д. Различные звенья управления составляют ступень, субординационную вертикаль, иерархию должностей.
Чем больше ступеней управления в структуре государствен-ного органа, тем больше возможностей у вышестоящего руково-дителя сосредоточить внимание на решении главных вопросов. Однако появление большого числа промежуточных ступеней управления затрудняет прохождение информации сверху вниз и обратно, может приводить к искажению ее содержания, снижению оперативности в управлении, увеличению управленческого персо-нала, удорожанию его содержания. Поэтому очень важно установить оптимальное число ступеней управления. Оптималь-ность организационных структур управления достигается соблю-дением следующих правил их построения:
1. Сокращение ступеней в иерархической структуре управления.
2. Организационная обеспеченность функции, что преду-сматривает выделение организациям соответствующих людских и материальных ресурсов. В противном случае возложенные на них функции либо не будут выполнятся, либо будут выполнятся лишь периодически и некачественно.
3. Организационная структура управления не должна быть сложной. Усложнение организационных структур ведет к увели-чению численности управленческого персонала, удорожанию систем, замедлению прохождения информации, снижению опера-тивностью реагирования.
4. Обеспечение гибкости организационных структур управления. Организационные структуры, в которых слишком детально регламентированы права и обязанности служащих, связи между ними и структурными подразделениями характеризуются постоянством и стабильностью, именуются жесткими. Избежать указанных негативных проявлений можно, используя гибкие организационные структуры. Гибкость достигается внесением необходимых штатных изменений в различных ситуациях, расширением компетенции руководителей.
5. Достижение оптимального сочетания централизации и децентрализации. В каждом отдельном случае необходимо найти оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций, что позволяет нейтрализовать, с одной стороны, ведом-ственные тенденции, а с другой — местнические. Решение данной задачи дает возможность верхнему звену управления сконцен-трировать внимание на крупных, стратегического масштаба проблемах, а нижнему звену — на вопросах оперативно-тактического характера.
6. Исключение дублирования функций в организационных структурах управления. Это означает, что нельзя возлагать ответ-ственность на несколько служб за выполнение одной и той же функции.
7. Обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение. Нарушение указанного тре-бования может привести к высокой текучести кадров, их недо-комплекту, напряженности во взаимоотношениях между работ-никами.
Обеспечение максимальной степени типизации. Использо-вание общих принципов и методов управления, единых правовых актов, позволяет унифицировать многие структурные элементы, создать типовые структуры и штаты, что обеспечивает единый подход к построению и закреплению рациональных организаци-онных структур органов и подразделений, внедрению в их дея-тельность достижений науки и передового опыта.
В зависимости от содержания субординационных связей элементов организационной структуры управления различают два основных типа: линейный и функциональный.