18 Март 2011

Организационная структура государственного управления




Управление, в том числе и государственное, должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, ибо они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное сущест-вование бессмысленно. От того, как сформирована и функциони-рует организационная структура государственного управления, зависит его эффективность. Представленное учебное пособие от-ражает совокупность знаний о самой природе организации госу-
дарственного управления, научных подходах к формированию его организационной структуры, обеспечению ее эффективного функционирования.
Каждый системообразующий элемент организационной структуры имеет свои цели, задачи, функции, наделен опреде-ленными властными полномочиями и располагает определенными средствами, что в совокупности обеспечивает получение не-обходимого конечного результата.
В курсе «Организационная структура государственного управления» в качестве объекта изучения выступают организа-ционная структура государственного управления и ее важ-нейшие системообразующие элементы — государственные орга-ны — республиканские, региональные, местные.
Изучением государственного управления, его организацион-
ной структуры и отдельных элементов занимаются различные науки — теория государства и права, государственное управление, экономическая теория, философия, политология, социология и другие. Каждая из наук имеет свою особую область, свой объект и предмет изучения. В комплексе они обеспечивают целостное представление о государстве, его устройстве, роли в жизни обще-ства и в решении проблем социально-экономического и полити-ческого развития, его задачах, функциях и т.д. В данном курсе государственные органы рассматриваются как важнейшие систе-мообразующие элементы целостной системы государст-
венного управления и его организационной структуры, функцио-нирование которой связано, прежде всего, с принятием политиче-ских и административных решений, а также их практической реализацией.
Предметом курса является изучение природы организации государственного управления, научных подходов и закономерно-стей построения и функционирования организационной структуры в целом и ее важнейших системообразующих элементов — органов государственного управления, а также изучение их сущности, компетенции, полномочий, задач и функций на всех иерархических уровнях управления.
При изучении курса используются различные методы и подходы:
» диалектико-материалистический метод, который распространяется на все без исключения конкретные науки и на все стадии или этапы процесса познания. С его помощью отражается тот реальный исторический путь, по которому проходило и проходит развитие государственного управления, его организа-ционной структуры. Все явления и процессы рассматриваются как в статике, так и в динамике, с позиций их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой;
» метод сравнительного анализа обеспечивает возмож-ность сопоставления однотипных явлений, различных способов реализации одних и тех же функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождения наиболее эффективных форм организации и функционирования организационной системы в целом и каждого ее системообразующего элемента;
» системный подход, суть которого состоит в том, что любое явление можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Более того, именно системный подход выступает научной основой построения организационной структуры государственного управления. Именно системный подход позволяет рассматривать организационную структуру государственного управления как единое целое, а любой ее элемент как относительно самостоятельную, открытую, дина-мично развивающуюся систему, активно взаимодействующую с окружающей средой;
» структурно-функциональный подход позволяет рас-
смотреть организационную структуру государственного управле-ния в целом и каждый ее элемент в отдельности, определить его назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограм-мирована общей организационной структурой;
» институциональный подход позволяет показать уча-стие государственных институтов, органов и учреждений в раз-работке и реализации управленческих решений. Функционально-структурный и институциональный подходы в совокупности по-зволяют сконцентрировать внимание на организационной струк-туре государственного управления в целом, а также на государст-венных органах и учреждениях, обеспечивающих государственное управление, на дифференциации структурных элементов, классификации их задач и управленческих функций;
» социологический и статистический подходы позво-ляют получить количественные и качественные оценки функцио-нирования государственных органов управления, учреждений (например, эффективность предпринимаемых мер по борьбе с ор-ганизованной преступностью и коррупцией), намечать и прини-мать наиболее действенные меры по борьбе с возникающими не-гативными последствиями их деятельности.