14 Март 2011

Курс предпринимательства




соответствует дому в 48 этажей). Камни для строительства обычно
добывали за многие сотни километров от строительной площадки,
иногда — за морем. То есть для строительства было необходимо достать
средства, оборудование, согласовать работу сотен тысяч людей,
в основном рабов, по заготовке камня, его обработке, доставке
(чтобы сдвинуть с места обработанный тысячетонный блок в
Баальбеке, требовались усилия сорока тысяч человек), оплатить
труд надсмотрщиков.
Все это требовало четкой организации труда, учета природных
условий (например, разливов рек), контроля за качеством работы,
умения воздействовать на человека — всего того, что мы сегодня
называем управлением. Не случайно древние египтяне оставили
нам памятники письменности, в которых много места уделено
управлению. В книге «Поучение Птаххотепа», написанной около
4 тысяч лет тому назад, содержатся мысли, не потерявшие значения
и для нынешних управляющих: «Если ты начальник, будь
спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай
его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать
тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою
душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего
вопроса».
Проблемы организации работ, управления трудом многих людей
интересовали и древних греков. Платону принадлежит мысль
о необходимости разделения труда, специализации по видам работ.
Сократ рассматривал управление как особую область деятельности:
управление государством, трудом, торговлей, войсками
требует одного и того же — поставить необходимого человека на
нужное место и добиться выполнения сделанных ему указаний.
Древним римлянам принадлежит идея строгой иерархии — служебной
лестницы в системе управления. Катону-старшему приписывают
мысль об объективном подходе к управленческим задачам.
Владелец поместья должен дать своему управляющему письменный
план работы на год (календарное планирование), четко поставить
задачи, постоянно сравнивать намеченный план с результатами,
анализировать и делать выводы. Особое внимание уделяется
оперативному управлению. Получив доклад управляющего: «Часть
рабочих больна, других забрали на работы в город, погодные условия
подвели», владелец изучает обстановку и при необходимости
принимает решение: корректирует задание, перераспределяет работающих,
переводит их в закрытые помещения и т. д.
Ученые Древней Индии в трактате «Артхамастра» (IV—III вв.
до н. э.) приводят ряд интересных соображений о хозяйстве и
управлении. Применительно к управлению исследуются понятия:
верное и неверное, законное и незаконное, польза и вред. Ученые
Востока связывают управление с насилием: на санскрите «искусство
управления» называется «данданити», что в буквальном переводе
означает «руководство по владению палкой (дандой)».
Глава 2. Обзор развития предпринимательства 23
Вместе с тем восточные мыслители уделяют большое внимание и
поощрению подчиненных.
В книге о правлении вазира XI столетия Низамал-Мулька
«Сиасет-намэ» даются указания, как действовать правителю, как
руководить помощниками, какие требования предъявлять к подчиненным,
приводятся рекомендации для управляющего домом
государя по успешности его работы, сведения об имущественном
состоянии войска.
Приведенные примеры, многие другие факты показывают,
что та сторона предпринимательства и менеджмента, которая связана
с удовлетворением потребностей людей, с инициативной деятельностью
по обеспечению их пищей, одеждой, жильем и другими
необходимыми предметами, сооружениями и услугами, существовала
с незапамятных времен, задолго до появления капиталистического
рынка и частной собственности.
Уже в первобытном обществе, при коллективной собственности
на средства производства, предприимчивые члены общины
получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда
и с их помощью добивались более высокой эффективности тогдашнего
хозяйства, а значит — и более полного удовлетворения
своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские
черты, как инициативность, ответственность, способность к
риску.
Еще большее развитие такая деятельность получила в рабовладельческую
эпоху, когда произошло отделение ремесла от земледелия.
Ремесленничество означало создание производства, специально
предназначенного для обменно-товарного производства.
Круг задач по удовлетворению потребностей населения всем необходимым
существенно расширился: теперь достаток и благополучие
людей стали зависеть не только от их умения производить