14 Март 2011

Курс предпринимательства




меняются, факторы производства сокращаются (все труднее добывать
ограниченные ресурсы) и кривая производственных возможностей
смещается влево — пунктирные линии на рис. 5.1—5.3.
Это явление отражает закон убывающей производительности факторов
производства. Действие этого закона проявляется в тенденции
к сокращению производственных возможностей общества и
объясняет необходимость постоянного стимулирования развития
техники, технологии (качества управления и других факторов).
Стимулирование же развития техники и технологии и связанный
с этим научно-технический прогресс в свою очередь приводят к
смещению линии производственных возможностей вправо, что
соответствует новому уровню развития производительных сил общества.
Развитие производительных сил, как и всякое развитие,
возможно либо эволюционным путем — постепенно, либо революционным
— скачкообразно.
Анализ развития производительных сил и его влияния на бизнес
показывает, что наиболее выгодными направлениями движения
капитала оказываются те, которые способны кардинально
воздействовать на производственные возможности общества. Отмечается,
что эффективность от продажи сырья, продукции промышленности
и перспективных научных разработок относится
как 1:10:100.
90 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности
Решение проблемы удовлетворения потребности общества в
товарах, работах и услугах, проблемы бизнеса в различных общественно-
экономических формациях производится по-разному:
— в тоталитарно-командной системе — путем централизованного
планирования и всевозможных административных ограничений;
— в рыночной — путем свободной конкуренции и демократических
институтов;
— в традиционной — на основании опыта, обычаев и местных
традиций.
Возможны также и смешанные системы, хотя сочетание противоречивых
элементов приводит к существенным трудностям,
делающим их применение в ряде случаев невозможным.
Для рыночной экономики весьма характерно требование свободного
движения товаров (работ, услуг). Это связано прежде всего
с тем, что благодаря торговле, эквивалентному обмену здесь достигается
наиболее рациональное использование имеющихся и,
как правило, ограниченных ресурсов. Проиллюстрируем это положение
с помощью экономической модели спроса.
§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРЫ
Спрос — это количество товара, которое может быть куплено
при данной цене.
При рассмотрении модели спроса необходимо иметь в виду
следующие обстоятельства:
— во-первых, мерой спроса является количество товара;
— во-вторых, это количество стоит денег, ибо товар не бесплатен;
— в-третьих, у потребителя всегда есть выбор: он может купить
тот же товар у другого продавца;
— в-четвертых, потребитель может заменить данный товар
другим, удовлетворяющим ту же нужду.
Производя выбор товара для удовлетворения своей потребности,
потребитель оценивает жертвы, на которые ему приходится
идти, приобретая данный товар, т. е. то, от чего он при этом должен
отказаться. Иными словами, спрос не беспределен.
Закон спроса формулируется так: при более высоких ценах
спрос меньше, при более низких — больше.
Закон спроса допускает исключения:
— при ожидании изменения цены;
— при наличии дефицита;
— при высокой инфляции.
Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 91
Изучение спроса удобно осуществлять с помощью экономической
(математической) модели. Построение модели, как обычно,
начинается с таблицы.
Пример 5.4
Рассмотрим спрос на мороженое в ларьке за день.
Таблица 5.1
Цена за одну порцию, усл. ден. ед.
Кол-во порций мороженого,
покупаемых за день (величина спроса)
600 60
650 35
700 25
750 15
800 10
По данным табл. 5.1 построим график спроса (рис. 5.4). График
представляет собой кривую обратно пропорциональной зависимости,
что соответствует закону спроса. (По традиции аргументы
здесь откладываются по оси у, а функции — по оси х.)
Анализируя таблицу и график, следует отличать спрос от величины
спроса. Спрос в данном случае — это вся совокупность цен
и соответствующего количества товара в таблице. На графике
спросу соответствует вся кривая линия. Величина же спроса — это
конкретное значение количества товара, продаваемого за один
92 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности
Рис. 5.4
день по каждой данной цене; ей соответствуют отдельные точки
линии спроса на графике.
Когда говорят об изменении спроса на товар, имеют в виду
смещение в ту или иную сторону всей кривой (или новые значения