14 Март 2011

Курс предпринимательства




производится путем расчетов, экспертными методами, а также исходя
из опыта руководителя, его интуиции и здравого смысла.
Основным видом игрового моделирования, проводимого на
предприятиях, является производственная деловая игра. Ее
цель — совершенствование существующих и выработка новых
форм организации управления производством, отработка руководящих
документов, перестройка производства и т. д.
84 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности
В качестве моделей при проведении деловых игр широко применяются
методы сетевого планирования и управления (СПУ),
построенные на основе сетевых графиков. При решении задач
планирования находят применение методы динамического программирования,
а при решении задач распределения ресурсов —
линейного программирования.
Для обучения управленческого персонала производственная
деловая игра может проводиться в учебном варианте, т. е. как
учебная деловая игра. Ее главной задачей является обучение работников,
совершенствование их навыков в управлении. При необходимости
учебная деловая игра используется и для аттестации
руководящих работников предприятий в выполнении ими своих
должностных обязанностей, а также при выдвижении их на высшую
должность.
Контрольные вопросы
1. Что такое производственно-экономическая система?
2. Как описывается сложная система?
3. Что такое оптимальное управление системой?
4. В чем различие между детерминированной и вероятностной системами?
5. Назовите основные признаки сложных систем.
6. Охарактеризуйте основные принципы кибернетики применительно
к производственно-экономическим системам.
7. Назовите основные подсистемы предприятия.
8. Опишите структуру предприятия как объекта управления.
9. Дайте определение управления в производственной сфере.
10. Опишите функции органа и объекта управления и их иерархию.
11. В чем сущность моделирования производственно-экономической
системы?
12. Охарактеризуйте основные виды моделей производственно-экономических
систем.
Глава 4. Предприятие как производственно-экономическая система 85
ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Наиболее удобным «материалом» для экономического моделирования
является математика: формулы, таблицы, схемы и т. д.
В качестве наиболее простого примера экономической модели
рассмотрим формулу эффективности (Э):
Э = Р/З, (5.1)
где Р — результат деятельности; З — затраты на получение данного
результата.
Эта модель просто и наглядно показывает, что эффективность
прямо пропорциональна результату и обратно пропорциональна
затратам.
Применим экономическое моделирование, например, для изучения
производственных возможностей.
Производственные возможности показывают способность предприятия
производить различные наборы (сочетания) товаров при
постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.
Пример 5.1
На необитаемый остров в результате кораблекрушения выброшена
группа людей (небольшой остров здесь нужен для оправдания
ограниченности его ресурсов). На острове водятся кролики, в
реке есть рыба. Население острова в состоянии в день поймать в
среднем:
либо 1 кролика и 6 кг рыбы,
либо 3 кроликов и 4 кг рыбы,
либо 5 кроликов без рыбы.
Построим график производственных возможностей.
Для этого будем откладывать по оси х количество ежедневно
отлавливаемых кроликов, а по оси у — количество килограммов
ежедневно вылавливаемой рыбы (рис. 5.1). Для каждого из возможных
сочетаний улова отметим точки на графике и по ним построим
кривую линию. Это и будет кривая производственных возможностей
(показана на рисунке двойной линией). Кривая производственных
возможностей вогнута относительно начала координат,
что говорит о характере зависимости между количеством
добываемых источников пищи обоих видов: увеличение одного из
них ведет к уменьшению другого, и наоборот.
Все точки кривой производственных возможностей соответствуют
такому сочетанию товаров (добываемых источников пищи),
которое возможно для данных условий или, как принято говорить,
соответствует эффективному бизнесу. Это, например, 4 кролика
и 2 кг рыбы. Точки, лежащие внутри кривой производственных
возможностей, показывают такое сочетание товаров (количества
кроликов и рыбы), при котором возможности обитателей
острова используются не полностью. А точки, лежащие снаружи
кривой, соответствуют такому сочетанию источников пищи, получение
которого обитателями острова невозможно.
Построенная кривая соответствует вполне определенным возможностям