14 Март 2011

Курс предпринимательства




Из экономики предпринимательство черпает и осваивает в своих
целях описание экономического механизма ведения хозяйства,
закономерности процессов производства, распределения, обмена и
потребления всевозможных благ в условиях ограниченных производственных
ресурсов и необходимости рационального выбора.
Маркетинг привносит в предпринимательство формы и методы
изучения рынка, потребительского спроса и предложения товаров
и услуг, дает рекомендации, как сделать выгодный товар,
как вывести его на рынок и организовать прибыльный сбыт.
Менеджмент вооружает предпринимателя знаниями по управлению
предприятием и его финансами, учит методам руководства
и работе с персоналом, оптимальному использованию ресурсов.
Теория менеджмента используется также и для обучения методам
выработки рациональных решений, прогнозированию ситуации и
обоснованному риску.
Собственно предпринимательству принадлежат такие разделы
этой дисциплины, как описание предприятия, его структуры и
органов управления, рассмотрение субъектов, участников и среды
предпринимательской деятельности, сведения о налоговой системе,
рекомендации начинающему предпринимателю по созданию
собственного дела.
Глава 1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности 13
§ 2. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Каждый житель Земли в чем-нибудь нуждается. Всем, независимо
от возраста, пола, общественного положения и профессии,
необходима пища, одежда, жилище. Многие нуждаются в лечении,
образовании, развлечениях. Необходим также транспорт, защита
от врагов, помощь в старости.
Нужда — это чувство ощущаемой человеком нехватки чегонибудь.
Нужда — понятие довольно расплывчатое. Под нуждой в пище
можно понимать и желание съесть шоколадку, и чувство, которое
испытывает голодающий бедняк.
Конкретизацию нужды дает понятие потребности. Потребность
— это нужда, принявшая специфическую форму применительно
к качествам конкретного человека, прежде всего в соответствии
с его личностью и культурным уровнем.
Так, все нуждающиеся в развлечениях могут резко отличаться
по соответствующей потребности: один идет в театр, другой — на
дискотеку, а третий — на стадион.
Человек, обладающий определенными потребностями, называется
потребителем.
Наличие потребности еще не говорит о возможности ее удовлетворения.
Для того чтобы удовлетворить потребность, нужны
соответствующие средства, прежде всего деньги.
Потребность, подкрепленная материальной возможностью ее
удовлетворения, называется спросом.
Удовлетворение спроса достигается с помощью товаров: вещей
и услуг. Вещи имеют материальный характер. Это пища,
одежда, жилище. Услуги — нематериальны. Это торговля, образование,
лечение.
Таким образом, под товаром понимается вещь или услуга,
способные удовлетворить потребности человека и, что весьма
важно, за которые потребитель готов заплатить деньги.
Производство товаров осуществляется на предприятиях — специально
создаваемых для этой цели имущественных комплексах.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят
все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Они
образуют капитал предприятия.
Деятельность, осуществляемая с помощью предприятия, направленная
на удовлетворение потребностей населения в товарах
(вещах и услугах) и имеющая целью получение прибыли, как уже
упоминалось, называется предпринимательской деятельностью,
14 Раздел I. Общие основы предпринимательской деятельности
короче — предпринимательством. Лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, именуются предпринимателями.
Особо следует остановиться на таких понятиях и терминах,
как бизнес и бизнесмен.
«Бизнес» по-английски означает дело. Словари уточняют, о
каком деле идет речь: имеется в виду экономическая деятельность,
занятие, дающее прибыль. «Бизнесмен» соответственно —
делец, человек, добивающийся выгоды. Нетрудно убедиться, что
слова «бизнес», «бизнесмен» по смыслу весьма близки понятиям
«предпринимательство», «предприниматель». В российской практике
их можно считать синонимами, тем более что в Гражданском
кодексе слова «бизнес» и «бизнесмен» отсутствуют, а их смысл
полностью совпадает с тем, который кодекс вкладывает в понятия
«предпринимательская деятельность» и «предприниматель».
Одним из ключевых понятий рыночной экономики является
прибыль.
Под прибылью понимается разность между доходами (выручкой
от реализации товаров и от других источников) и расходами (затратами
капитала).
Прибыль является целью предпринимательства, стимулом предпринимателя