14 Март 2011

Курс предпринимательства




услуг.
3) Движущим мотивом предпринимательства, его целью является
получение прибыли.
4) Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым
правом гражданина (здесь требуется не разрешение,
а регистрация).
5) Предпринимательская деятельность носит инициативный характер
(предпринимателя не назначают, им становятся).
6) Предпринимательство — это не одноразовый акт, а постоянное
занятие, систематическая деятельность.
7) Предпринимательская деятельность рискованна по своей
природе (подобно деятельности летчика или военного). Риск
здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим
от предпринимателя причинам.
8) За последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство).
9) Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.
10) Роль государства ограничивается установлением «правил
игры», контролем за их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства
и взиманием налогов.
Опираясь на содержащееся в Гражданском кодексе определение
предпринимательства и вытекающее из этого определения
смысловое наполнение данной дисциплины, а также учитывая
специфические условия хозяйствования в нашей стране в период
перехода к рыночной экономике, можно составить следующее
упорядоченное представление о предпринимательстве как об
объекте изучения.
В качестве учебной дисциплины предпринимательство может
рассматриваться как синтез ряда предметов, каждый из которых
является его неотъемлемой частью и позволяет осветить весьма
объемную и сложную проблему с разных сторон. При таком подходе
в круге главных источников, питающих учебную дисциплину
«Предпринимательство», естественно оказываются экономика, менеджмент,
маркетинг — те их разделы, которые имеют прямое отношение
к интересующей нас дисциплине и, в совокупности, позволяют
решать ее теоретические и практические задачи.
Экономика как наука о ведении общественного хозяйства образует
теоретический фундамент предпринимательства. Она рассматривает
производство, распределение, обмен и потребление
всевозможных благ, удовлетворяющих потребности людей, в условиях
ограниченности ресурсов и связанной с этим необходимости
выбора.
Различают экономическую теорию, рассматривающую закономерности
экономических процессов, и прикладную экономику,
нацеленную на выработку практических рекомендаций для деятельности.
В зависимости от масштаба изучаемых экономических явлений
выделяют макроэкономику, охватывающую экономические явления
в стране или регионе в целом, и микроэкономику, занимающуюся
поведением отдельных экономических субъектов (производителей
и потребителей) в конкретных рыночных ситуациях.
В зарубежной практике изучения предпринимательства в качестве
самостоятельного предмета, входящего в эту дисциплину, существует
так называемый экономикс — исследование поведения
людей в процессе производства, распределения и потребления материальных
и нематериальных благ при ограниченности ресурсов.
Маркетинг рассматривает методы получения прибыли, основанные
на исследовании рынка, занимается изучением потребительского
спроса и управления им. Главная задача маркетинга —
превращение потребностей населения в прибыль предприятия.
12 Раздел I. Общие основы предпринимательской деятельности
Сфера интересов маркетинга: потребитель, товар и рынок. Применительно
к ним вырабатывается стратегия предпринимательства,
организуется сбыт, сервис и реклама.
Менеджмент — наука об управлении людьми, материальными
средствами и другими ресурсами применительно к определенной
цели. В предпринимательстве такой главной целью является получение
прибыли.
Менеджмент изучает закономерности преобразования информации
в системах управления, управление финансами (финансовый
менеджмент), организацию труда управляющих, социально-
психологические аспекты деятельности персонала предприятия
(персонал-менеджмент), методы оптимального планирования
и распределения ограниченных ресурсов (экономико-математические
методы), формирование организационных структур управления.
В сфере менеджмента находятся также вопросы выработки
управленческих решений, методы прогнозирования экономической
ситуации и обоснованного риска (риск-менеджмент).
В данном учебнике уделено должное внимание всем трем названным
источникам знаний о предпринимательской деятельности:
экономике, маркетингу и менеджменту. Материал этих источников,
рассматриваемый на основе общей концепции, органически
входит в качестве основных составных частей в изучаемую
дисциплину — предпринимательство.