14 Март 2011

Курс предпринимательства




инициативных, полных энтузиазма людей. Система
ограничивала их возможности, не давала простора для реализации
их усилий, но не могла до конца истребить тот творческий дух
инициативы и предпринимательства, который всегда был свойствен
нашему народу. Среди этих людей были управляющие, руководители
предприятий, ученые, простые труженики.
Глава 2. Обзор развития предпринимательства 35
После Октябрьской революции 1917 г. руководство экономикой
страны было возложено на Высший совет народного хозяйства
(ВСНХ). В качестве первостепенной задачи ВСНХ была поставлена
организация перехода от рабочего контроля к рабочему
управлению предприятиями, банками — всем народным хозяйством
страны. ВСНХ получил самые широкие полномочия: по экономическим
вопросам ему подчинялись все наркоматы, в отношении
частных предприятий было дано право их конфискации и
принудительного объединения.
Вместе с тем уже в этот период появились и были осознаны
серьезные трудности в управлении экономикой. В 1918 г. Ленин
писал: «Мы наэкспроприировали больше, чем сумели учесть,
контролировать, управлять». Во весь рост встала задача «учиться
управлять». Многие советские руководители и специалисты были
направлены за границу знакомиться с постановкой управления в
развитых капиталистических странах. В январе 1921 г. в Москве
состоялась I Всероссийская инициативная конференция по научной
организации труда и производства. На конференции, в частности,
был поставлен вопрос о необходимости подготовки красных
директоров, о введении для этого в программы учебных заведений
дисциплин «научная организация труда» и «управление
производством». Появились в это время и труды первых советских
ученых-управленцев А. К. Гастева, П. М. Керженцева и других.
Умение и желание работать, успешно управлять предприятиями
не заглохло в нашей стране и после Октябрьской революции. Вот
лишь несколько характерных примеров, которые говорят о людях,
внесших значительный вклад в теорию и практику менеджмента
— управления предприятиями — в советский период.
Известный русский ученый, писатель, революционер Александр
Александрович Богданов (1873—1928) заложил основы важнейшей
составной части менеджмента — общей теории систем. В годы Первой
мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная
наука», в которой на основе общей теории описывалось строение и
выводились закономерности организационных систем различной
природы: живой и мертвой, в работе стихийных сил и в сознательной
деятельности людей. Свою теорию Богданов назвал организационной
наукой, или тектологией. Богданов предположил, что в организационных
процессах разного рода (в природе, обществе, технике)
есть много общего. А раз так, то могут быть выделены принципы,
открыты законы, свойственные любым организационным процессам
и связанным с ними процессам управления в разных сферах. Ему
принадлежит, например, мысль о том, что сложная система обладает
некоторыми свойствами, которых нет у ее частей, взятых порознь, т. е.
36 Раздел I. Общие основы предпринимательской деятельности
что целое не сводимо к частному (так называемый «закон эмерджентности
»). Богдановым введены и обоснованы понятия «управляющая
и управляемая системы», «обратная связь» и другие, без которых немыслима
современная наука управления. В своих работах Богданов
предвосхитил многие идеи современной общей теории систем, разработанные
впоследствии одним из ее признанных авторов Людвигом
Берталанфи (1901—1972).
Алексей Капитонович Гастев (1882—1941) был одним из наиболее
заметных специалистов по управлению социалистическими
предприятиями.
Ему принадлежит популярная в 20-е гг. идея «узкой базы».
Смысл ее в том, что узким местом, с «расшивки» которого надо
начинать совершенствование производства, является организация
труда отдельного человека — от директора до рядового рабочего.
Гастев не увлекался высокой теорией. В духе своего времени он
был весьма конкретен: управление производством делилось им на
два вида — управление вещами и управление людьми. Гастев находил
в этих видах много общего. «Рабочий, который управляет
станком, есть директор предприятия, которое известно под именем
станка». Несмотря на упрощение, даже очевидную сегодня
вульгаризацию, подобные представления содержат рациональное
зерно: труд любого работника может быть легко разложен на ряд
операций, функций, которым можно обучить и которыми можно
управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и
одинаковые, по мнению Гастева, и для рабочего и для директора: