18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания пред-приятия, а также в первые годы его функционирования приори-тетное значение имеет инвестиционный аспект управления фи-нансами; в дальнейшем относительно большее значение приобре-тают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельно-сти, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. После того как предприятие стабилизировало свою деятельность, приоритет отдается обеспечению ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей.
Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помо-щью общих функций управления, образующих замкнутый и бес-конечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть пред-ставлены различными способами. Один из достаточно распро-страненных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис.14.1.
… => Анализ => Планирование => Организация =>Учет => Контроль => Регулирование =>Анализ =>…

Рис. 14.1. Взаимосвязь общих функций управления

Анализ — одна из общих функций управления экономиче-скими системами. Безусловно, субъекты могут существенно раз-личаться по видам своей деятельности, ее масштабам, организа-ционно-правовым формам, целевым установкам; это накладывает определенный отпечаток и на содержание аналитических процедур и функций. Несмотря на различия в трактовке и наполняемости аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых установок, сопутствующих факторов (временного, личностного, информационного и др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование.
В рыночной экономике предприятия вынуждены самостоя-тельно планировать свои действия в условиях конкурентной сре-ды. Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при ус-ловии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы получаемые доходы превышали его расходы. Извлечение доходов — это риск по своей природе; имеется в виду, что если некая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обязательно попытаются войти конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения прибыли и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате ко-торого могут быть получены более или менее обоснованные про-гнозы изменения в будущем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных не-гативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в ре-зультате которого выясняются причины имевших место отклоне-ний от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.
В этой ситуации резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контрагента. Поэтому роль методик оценки финансового состояния предприятия резко усиливается.
Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с од-ной проблемой — проблемой инвестирования. Речь идет как о раз-витии собственной базы, т.е. о реинвестировании прибыли с целью наращивания производственных мощностей, так и об инве-стировании в другие сферы бизнеса и в финансовые активы. Ин-вестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реали-зацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить временные спады, обу-словленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду форми-рование инвестиционного портфеля, позволяющего получать ди-видендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлека-тельности эмитентов. Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:
» приобретает большую финансовую ориентированность;
» отдает приоритет прогнозному перспективному анализу перед ретроспективным;
» уходит от «точных» оценок в сторону задания коридоров варьирования основных показателей;
» совместно с системой учета направлена на более полную реализацию коммуникативной функции (доступность годового отчета компании становится одним из ключевых аргументов при установлении бизнес-контактов).