18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от не-достатков: первому методу свойственна ограниченность привле-каемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках. Объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т.п. Главная проблема заключается в том, как убедить банк выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.
Для нормального функционирования экономики крайне не-обходимо развитие сети инвестиционных банков; именно эти банки, исключительно значимы в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку им в известной степени принадлежит свя-зующая роль между субъектами хозяйствования и рынками капи-тала. Неудовлетворительное текущее положение с инвестицион-ным климатом в Республике Беларусь, проявляющееся, в том числе, и в отсутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточно узкий спектр операций, выполняемых отечественными банками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.
Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый ме-тод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти ру-ководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предпри-ятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с от-срочкой платежа, естественным образом возникает взаимное фи-нансирование. Величина средств, «омертвленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе и разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих за-ключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.
В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приве-денной системы — бюджетного финансирования и взаимного фи-нансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращи-вания экономического потенциала хозяйствующих субъектов. Прибыль — наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны и, во-вторых, суще-ствуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные на-правления использования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализа-ции, кроме того, подготовка и проведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику при-бегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходи-мости мобилизации крупного капитала, необходимого для реали-зации проектов, имеющих для предприятия стратегически важное значение.
Перечисленными способами не исчерпывается все их мно-гообразие. В последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий, например финансо-вый лизинг.
Источником финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финанси-рования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.
В мировой практике известны различные способы размеще-ния акций:
» продажа непосредственно инвесторам по подписке;
» продажа через инвестиционные институты, которые по-купают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксиро-ванной цене среди физических и юридических лиц;
» тендерная продажа (несколько инвестиционных инсти-тутов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавли-вают оптимальную цену акции);
» размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.