18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




В частности, со стороны государства контрольная функция финан-сов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предприятия — организацией сис-темы внутреннего аудита и т.п.
В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и менеджеров предприятия. Большинство охарактеризованных функций финан-сов реализуются на предприятии в рамках финансового менедж-мента.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятие как социально-экономическая система, имею-щая основной целью генерирование прибыли, целесообразность любых своих действий рассматривает в основном с позиции их экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако, критерий эконо-мической эффективности с очевидностью является доминирую-щим.
В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций. Для того, чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только опти-мизировать ресурсный поток, но и обеспечивать реализацию опи-санных выше основных функций финансов.
Любая социально-экономическая система в момент ее соз-дания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и способ-ствующую их нормальному течению. В основе системы управле-ния — так называемая, организационная структура, т.е. совокуп-ность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Без сомнения, важнейшим ком-понентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности орг-структура управления финансами может существенно варьировать.
В малом предприятии эта структура может вообще отсутст-вовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером.
Структурно можно выделить два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых по-токов; второе организует учет, финансовый контроль и информа-ционное обеспечение различных лиц, заинтересованных в дея-тельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать — по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы пред-приятия и генерирования им прибыли).
Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оп-тимизации протяжен во времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.
Принцип хозяйственной самостоятельности. Этот принцип не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерче-ских организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако ска-зать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и ис-пользования принадлежащих им денежных средств нельзя. Госу-дарство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельно-сти; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм соб-ственности, проводит лицензирование отдельных видов деятель-ности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному страхованию работников предприятия и минималь-ным размерам заработной платы.