18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Источник: www.ssf.gov.by

Дальнейшее развитие системы социального страхования в Республике Беларусь связано с реформированием системы пен-сионного обеспечения. Для нашей страны характерна тенденция старения населения. В настоящее время на 100 работающих при-ходится 60 пенсионеров. В 1990 году на 100 работающих прихо-дилось 46 пенсионеров. К 2025 году число граждан старше пен-сионного возраста составит 28% жителей Беларуси, а общее ко-личество получателей пенсий может достигнуть 32% (в 2005г. — 26,5%). В соответствии с Концепцией реформы системы пенси-онного обеспечения в Республике Беларусь, утвержденной по-становлением Совет Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997г. N349, в нашей стране постепенно будет осуществляться переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы составят социальные пенсии, второй — трудовые (страховые) пенсии и третий — дополнительные негосударственные пенсии.
Право на получение социальной пенсии будет предостав-ляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам неза-висимо от наличия у них трудового (страхового) стажа. Размер пенсии планируется увязать с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности (фактической или условной): пенсия должна быть по возможности достаточной для обеспечения прожиточного минимума, но не создающей ус-ловий для того, чтобы люди в период активной трудовой дея-тельности могли не заботиться о сбережениях на старость.
Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсион-ного обеспечения и его нормы будут увязаны с продолжительно-стью уплаты и объемом страховых взносов. Это в большей сте-пени станет возможным с внедрением системы персонифициро-ванного учета страховых взносов и накопления соответствующих данных о страховом заработке и стаже каждого конкретного за-страхованного. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войти все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой государственного пенсионного страхования.
Негосударственное пенсионное обеспечение рассматрива-ется как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, охватывающих работников отдельных пред-приятий или занимающихся определенной деятельностью
(например, лиц, работающих под воздействием вредных факторов производственной среды), так и личного добровольного пен-сионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение. Про-фессиональные пенсии обеспечиваются путем создания фондов социального страхования отдельных отраслей или предприятий (на основании отраслевых тарифных соглашений или коллектив-ных договоров).
Ряд элементов, предусмотренных данной концепцией, уже применяется на практике. При назначении пенсии ежегодно пе-риод, за который учитывается заработок, увеличивается на 1 год, но не более, чем до числа полных лет имеющегося стажа работы. В 2006г. он будет браться за любые 12 лет подряд из 22 последних лет работы, в 2007г. — за 13 лет из 23 и т.д. Кроме того,
с 1 января 2003 года на территории Республики Беларусь вступил в действие персонифицированный учет застрахованных лиц в системе государственного социального страхования.
На каждое застрахованное лицо органы Фонда социальной защиты населения, осуществляющие персонифицированный учет, открывают индивидуальный лицевой счет, который содержит:
» страховой номер;
» фамилию, имя и отчество, в том числе новую фамилию, если прежняя была изменена после регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет;
» дату рождения и пол;
» информацию о месте жительства;
» серию и номер паспорта, и дату его выдачи;
» гражданство;
» сведения о страховом стаже и других периодах деятель-ности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для на-значения пенсии (включая сведения о работе, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет);
» сумму выплат застрахованному лицу или доход застра-хованного лица за каждый месяц страхового стажа, на которые на-числены страховые взносы;
» сумму страховых взносов за каждый месяц страхового стажа;
» другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособия.
Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.