18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются обмен на долговые обязательства третьих стран, погашение долга товарными поставками, обратный выкуп долга заемщиком на особых усло-виях, обмен долга на собственность.
Консолидация — это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
При управлении внутренним государственным долгом при-менение данных методов возможно в одностороннем принуди-тельном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности — как правило, всегда результат перего-ворного процесса. При наличии долгового кризиса регулировани-ем долга официальным кредиторам на многосторонней основе занимается Парижский клуб, а долга банкам — Лондонский клуб. Парижский клуб — это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лон-донский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты прави-тельствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран.
В нашей стране управление государственным долгом по по-ручению Правительства Республики Беларусь осуществляет Ми-нистерство финансов. Одна из главных задач государства в управлении долгом — ограничение его величины, т.к. по достиже-нии определенного соотношения платежей по обслуживанию го-сударственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. С целью недопущения неконтролируемого роста государст-венного долга ежегодно Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год утверждаются два показателя:
» лимит внешнего государственного долга;
» предельный прирост величины внутреннего государст-венного долга.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государ-ственного долга относятся к защищенным статьям республикан-ского бюджета.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Данные о размере внешней и внутренней задолженности нашей страны ежемесячно публикуются на сайте Министерства финансов (http://www.ncpi.gov.by/minfin/Default.htm). В настоящее время государственный долг Республики Беларусь характе-ризуется следующими данными (табл.7.1) :
Таблица 7.1.
Величина государственного долга Республики Беларусь,
млн. рублей
Показатель 01.01.2005г. 01.01.2006г.
Государственный долг, всего 4 688 493,6 5 396 939,6
в том числе
внешний государственный долг 1 272 735,5 1 686 673,0
внутренний государственный долг 3 415 758,1 3 683 266,6

В настоящее время в структуре внутреннего госдолга креди-ты, ранее предоставленные Нацбанком Беларуси на финансиро-вание дефицита республиканского бюджета, занимают около 30%, долговые ценные бумаги правительства (облигации и векселя) — 50%, средства, заблокированные на 1 января 1992 года во Внешэкономбанке банке СССР и подлежащие возврату субъектам хозяйствования, — 15%, прочие обязательства — 5%.
Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2006 года составил в долларовом эквиваленте 783,8 млн. долларов США при лимите в размере 2 млрд. долларов США, ус-тановленном законом о бюджете Республики Беларусь на 2006 год (табл.7.2).
Таблица 7.2.
Внешний государственный долг Республики Беларусь
Вид обязательств 01.01.2005г. 01.01.2006г.
Кредиты, привлеченные Рес-публикой Беларусь (Прави-тельством Республики Бела-русь) 429,6 566,8
Кредиты, привлеченные рези-дентами под гарантии прави-тельства Республики Беларусь 311,5 217,0
Всего 741,1 783,8
Источник: http://www.ncpi.gov.by/minfin/Cooperate/T2

В структуре задолженности 72,3% составляет долг прави-тельства, 27,7% — долг субъектов хозяйствования под государст-венные гарантии.
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать два показателя (в %):
» отношение внешнего долга к ВВП;
» отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем задолженности. Если вели-чина первого показателя составляет более 80%, а второго — пре-вышает 220%, то задолженность считается высокой. Если первый показатель находится в интервале от 48 до 80%, а второй — от 132 до 220%, то задолженность считается средней.
Для характеристики текущего состояния внешней задол-женности рассчитывают третий показатель — отношение платежей по погашению долга к экспорту.