18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




В настоящее время нет однозначного мнения о роли внеш-него государственного долга в экономическом развитии страны. Он может оказывать разнонаправленное воздействие на основные макроэкономические показатели государства, результирующий вектор которого зависит от двух величин: уровня внешнедолговой зависимости страны и эффективности использования заемных средств. Еще в 60-х годах 20в. американский экономист Д.Аврамович выдвинул теорию трехстадийного развития внешней задолженности. В соответствии с ней страна-заемщик проходит три стадии развития внешней задолженности. На первой стадии наращивание внешнего долга опережает темпы роста ВВП. Эта стадия соответствует низкому уровню национальных сбережений. Страна вынуждена заимствовать финансовые ресурсы для национальных инвестиций и выплаты старых задолженностей. На второй стадии темпы роста внешнего долга начинают отставать от темпа роста ВВП. Уровень внутренних сбережений страны-заемщика позволяет осуществлять инвестиции, а внешние заим-ствования используются для обслуживания внешнего долга. На третьей стадии внешняя задолженность сокращается, так как объем национальных сбережений позволяет как осуществлять инвестиции, так и обслуживать внешний долг.
Таким образом, внешние займы позволяют стране инвести-ровать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Эф-фективное использование заемных ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический прогресс. Таким образом, привлечение внешних займов может привести к увеличению производственных мощностей и росту ВВП. При этом должно расширяться как производство товаров для внутреннего потребления, так и увеличиваться экспорт. Рост экспорта позволит производить процентные и амортизационные выплаты по растущему внешнему долгу.
При анализе внешней задолженности страны следует разли-чать два показателя: внешний долг и внешний государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и пре-вышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированной государством.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Управление внутренним государственным долгом — это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом представляет собой непре-рывный процесс, включающий в себя три этапа: определение по-требности в дополнительных финансовых ресурсах, привлечение финансовых ресурсов, погашение и обслуживание долговых обя-зательств. На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюд-жетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных ре-зервов страны, денежных средств, полученных от продажи госу-дарственной собственности, а также новых заимствований. Си-туация, при которой должник оказывается не в состоянии пога-шать свой внешний долг по согласованному с кредитором графи-ку, называется долговым кризисом.
При управлении государственным долгом могут использо-ваться следующие методы:
» рефинансирование;
» реструктуризация;
» конверсия;
» консолидация;
» отсрочка погашения;
» аннулирование.
Рефинансирование — это погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга: замена обя-зательств с истекшими сроками погашения на новые, эквива-лентные им по сумме; замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения.
Реструктуризация представляет собой пересмотр первона-чального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.
Конверсия — это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа.