18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Ежегодно утверждаются нормативы направления средств инновационных фондов на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению произ-водства новых видов наукоемкой продукции.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
В настоящее время в нашей стране только один фонд сохра-нил статус внебюджетного — Фонд социальной защиты населе-ния Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. В 2004г. средства фонда были включены в состав бюджета.
Фонд социальной защиты населения образуется за счет:
» отчислений работодателей;
» платежей работников;
» взносов индивидуальных предпринимателей и творче-ских работников;
» ассигнований из республиканского бюджета;
» доходов от капитализации средств фонда;
» прочих поступлений.
Управление средствами фонда осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения. Они направляются на вы-плату трудовых (по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет) и социальных пенсий, пособий, связанных с рожде-нием ребенка и уходом за ним, пособий на погребение, а также на санитарно-курортное лечение и оздоровление граждан.
Контрольные вопросы к теме №5
1. Дайте определение целевых бюджетных фондов.
2. Какова цель создания бюджетных фондов?
3. В чем заключаются особенности формирования и ис-пользования средств фондов?
4. Какие целевые бюджетные фонды включаются в консо-лидированный бюджет Республики Беларусь в текущем финансо-вом году?
5. Назовите источники формирования и направления ис-пользования следующих бюджетных фондов: государственного фонда содействия занятости; дорожного фонда; фонда охраны природы; фонда развития строительной науки; республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продук-ции, продовольствия и аграрной науки; инновационных фондов.
6. Какие целевые фонды в текущем финансовом году от-носятся к внебюджетным? Дайте их характеристику.
7. Какие задачи в сфере формирования целевых бюджетных фондов ставит финансовая политика Республики Беларусь в на-стоящее время?

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
ЛЕКЦИЯ 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
Основные понятия:
государственный кредит; функции государственного кредита; фискальная функция государственного кредита; ре-гулирующая функция государственного кредита; формы го-сударственного кредита; государственное заимствование; го-сударственная гарантия; государственный кредит; универ-сальные займы; специальные займы; внутренние займы; внешние займы; рыночные займы; нерыночные займы; про-центные займы; выигрышные займы; процентно-выигрышные займы; беспроцентные (целевые) займы; бес-проигрышные займы; дисконтные займы; процентно-дисконтные займы; твердодоходные займы; займы с правом досрочного погашения; займы без права досрочного погаше-ния; рентные займы; краткосрочные займы; долгосрочные займы; добровольные займы; принудительные займы; доку-ментарные займы; бездокументарные займы; государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации государственного выигрышного валютного займа.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Государственный кредит — это система денежных отноше-ний, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Как и любые другие кредитные отношения, государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.
Причина появления государственного кредита — дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширением его функций привело к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать не только как заемщик, но и как гарант или кредитор.
Государственный кредит выполняет две функции:
» фискальную;
» регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита заключает-ся во временном изъятии свободных денежных средств юридиче-ских и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.
Регулирующая функция государственного кредита заклю-чается в его воздействии на важнейшие макроэкономические по-казатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Как метод финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и недостатки.