18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




К внешним источникам финансирования бюджетного де-фицита относятся:
» кредиты международных финансовых организаций;
» кредиты правительств иностранных государств;
» государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках;
» прочие источники внешнего финансирования.
С начала 1990-х гг. в Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовались денежная эмиссия и кре-диты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. В 1993-1994гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. Например, в 1994г. за счет этого источника было профинансировано более 60% бюд-жетного дефицита. В 1996г. дефицит более чем на 80% покры-вался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998-2001гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет. В 2001году, благодаря развитию рынка ценных бу-маг, за счет внутренних источников удалось покрыть около 50% объема дефицита .
Размер бюджетного дефицита и источники его финансиро-вания ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Бе-ларусь на соответствующий финансовый год.
Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:
» укрепление доходной базы бюджета;
» оптимизация расходов;
» реформирование бюджетного процесса.
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Местные бюджеты — это бюджеты местных органов власти. К основным расходам местных бюджетов относятся:
» содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения (школы, мед. учреждения, библиотеки) и со-циальная защита населения;
» благоустройство населенных пунктов;
» финансирование коммунальных предприятий;
» содержание аппарата местного управления;
» создание резервных и целевых фондов местного
значения.
Доходы местных бюджетов делятся на собственные, закреп-ленные и регулирующие.
Собственные доходы — это налоги и платежи, которые пол-ностью зачисляются в местные бюджеты и над которыми местные власти имеют контроль, т.е. могут устанавливать ставки, порядок или сроки их уплаты в бюджет. Местные органы власти могут вводить в 2006г. следующие местные налоги и сборы:
» налог с продаж товаров в розничной торговле;
» налог на услуги;
» целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и между-городном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
» сборы с пользователей;
» сбор с заготовителей;
» курортный сбор.
Закрепленные доходы — это налоги и сборы, которые за-числяются в местный бюджет. В 2006 году в соответствии с За-коном о бюджете в полном объеме зачисляются в бюджеты об-ластей и г.Минска следующие налоги и сборы:
» подоходный налог с физических лиц;
» налог на недвижимость;
» земельный налог;
» экологический налог в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
» налог при упрощенной системе налогообложения;
» акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на та-моженную территорию Республики Беларусь, а также уплачивае-мых в бюджеты свободных экономических зон;
» единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
» единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
» налог на игорный бизнес;
» другие налоги и сборы в соответствии с Законом о бюд-жете, а также ряд неналоговых доходов (за пользование банками денежными средствами местных бюджетов; по бюджетным зай-мам, предоставленным за счет средств местных бюджетов; плата за размещение наружной рекламы; средства, полученные от реа-лизации бесхозяйного имущества и кладов; арендная плата за зе-мельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы; иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Регулирующие доходы — это процентные отчисления от республиканских платежей по нормативам, ежегодно утверждае-мым Законом о бюджете. Например, на 2006 год утверждены следующие нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты об-ластей и г.Минска, за исключением резидентов свободных эко-номических зон, от:
» налогов на доходы и прибыль в бюджеты областей —
50 процентов, в бюджет г.Минска — 36,2 процента;
» налога на добавленную стоимость — 30 процентов, в том числе в бюджеты: Брестской области — 4,47 процента, Витебс-
кой -3,99, Гомельской — 4,59, Гродненской — 3,48, Минской — 4,53, Могилевской области — 3,54, г.Минска — 5,4 процента.