18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




отражающие выполнение основ-ных функций государства (образование, здравоохранение, нацио-нальная оборона и т.д.);
» ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);
» экономические, т.е. отражающие экономическое содер-жание расходов (заработная плата, оплата товаров, трансферты).
Структура доходов и расходов республиканского бюджета ежегодно утверждается Законом о бюджете. В настоящее время основная тенденция в данной сфере — снижение бюджетных рас-ходов на финансирование экономики и увеличение расходов на социальную сферу. Подробную информацию о структуре доходов и расходов республиканского бюджета на очередной финансовый год можно найти на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в разделе «Бюджет» (www.ncpi.gov.by/minfin/Budget).
Если в процессе исполнения бюджета происходит превыше-ние предельного размера дефицита бюджета или снижение по-ступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от за-планированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. Секвестр — это пропорциональное со-кращение расходов по незащищенным статьям бюджета; блоки-рование — это временная приостановка финансирования по от-дельным незащищенным статьям расходов бюджета. К защищен-ным статьям относятся статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию. Они ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Дефицит государственного бюджета — это превышение го-сударственных расходов над государственными доходами.
К основным причинам бюджетного дефицита относятся:
» рост государственных расходов;
» чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные
бедствия);
» экономический кризис.
Опасно ли наличие бюджетного дефицита для экономики страны? По этому вопросу нет однозначной точки зрения. Если дефицит вызван государственными инвестициями в производст-венную сферу, он не является опасным. В будущем эти инвестиции принесут доходы. Если причина дефицита — рост текущих расходов (оплата товаров и услуг, заработная плата, социальные расходы), это может привести к инфляции, наращиванию госу-дарственного долга, истощению валютных резервов. В настоящее время бюджетный дефицит существует в большинстве развитых стран.
Показателями уровня дефицита бюджета являются:
» удельный вес дефицита государственного бюджета
в ВВП;
» удельный вес дефицита государственного бюджета в объеме расходной части бюджета.
Финансовое положение страны считается нормальным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.
Рассмотрим историю развития бюджетного дефицита в нашей стране. В начале 80-х гг. 20 века бюджетный дефицит в советской экономической литературе рассматривался как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства. Бюджет планировался с профицитом, т.е. запланированные доходы пре-вышали запланированные расходы. В период с 1986 по 1988 гг. произошло сокращение поступлений из трех крупнейших источ-ников: налога с оборота (в результате проведения антиалкоголь-ной компании), отчислений от прибыли госпредприятий (в ре-зультате перехода на хозяйственный расчет) и поступлений от внешнеэкономической деятельности (в результате снижения ми-ровых цен на нефть). Сокращение доходов сопровождалось уве-личением расходов: капиталовложений в экономику и ростом зарплат, пенсий, пособий. Как следствие, в начале 90-х гг. Рес-публика Беларусь столкнулась с дефицитом госбюджета. Впервые бюджет был сведен с дефицитом в 1992г. Размер дефицита соста-вил 2% ВВП. Максимального значения бюджетный дефицит дос-тиг в 1993г. — 5,5% ВВП. В дальнейшем удалось его снизить и стабилизировать. В 2005 году республиканский бюджет исполнен с дефицитом 150 млрд. руб., или 0,2% от ВВП , на 2006г. запла-нированный дефицит составляет 1,5% к ВВП .
Дефицит государственного бюджета можно финансировать как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним источникам относятся:
» источники, получаемые от Национального банка Рес-публики Беларусь (кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюд-жета, государственные ценные бумаги, приобретенные Нацио-нальным банком Республики Беларусь непосредственно у Прави-тельства Республики Беларусь);
» источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные облигации, го-сударственные долгосрочные облигации, векселя Правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги);
» источники, получаемые из других секторов государст-венного управления (заемные средства, полученные из государ-ственных внебюджетных фондов, бюджетные ссуды, бюджетные займы, полученные из других бюджетов);
» прочие источники внутреннего финансирования;
» источники от операций с принадлежащим государству имуществом;
» операции по средствам в иностранной валюте (разница, образовавшаяся при изменении курса иностранной валюты, опе-рации по купле-продаже иностранной валюты);
» изменение остатков средств бюджета.