18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




К безвозмездным поступлениям относятся необязательные и добровольные поступления от иностранных государств, меж-дународных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления (вышестоящих или нижестоящих бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджет-ных фондов) на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления. Они подразделяется на следующие подгруппы: безвозмездные поступления от иностран-ных государств, безвозмездные поступления от международных организаций, безвозмездные поступления от других уровней го-сударственного управления. Безвозмездные поступления вклю-чают передачу средств из одного бюджета в другой как для осу-ществления определенных расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.
Следует отметить, что в странах с развитой рыночной эко-номикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость. Наша страна, как и другие страны с переходной экономикой значительную часть доходов бюджета формируют путем взимания косвенных налогов — НДС, акцизов и т.д. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильным источником поступлений в бюджет. Относительно быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины, значительный объем теневой экономики, низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, акку-мулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов — обеспечить выполнение государ-ством его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Из республиканского бюджета финансируются:
» капитальные вложения в объекты, относящиеся к рес-публиканской собственности;
» природоохранные мероприятия, осуществляемые в со-ответствии с общегосударственными программами;
» мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
» общегосударственные программы по социальной защите населения;
» другие общегосударственные целевые программы;
» затраты, связанные с внешнеэкономической деятельно-стью;
» государственные учреждения и организации образова-ния, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, фи-зической культуры, социального обеспечения;
» затраты по закладке и обновлению государственных за-пасов и резервов;
» расходы на содержание республиканских государствен-ных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
» национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
» погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;
» погашение внешнего долга и уплата процентов по кре-дитам, полученным от иностранных государств и банков, между-народных финансовых организаций;
» образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
» выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюд-жету города Минска;
» расходы свободных экономических зон;
» расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
» другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Через республиканский бюджет осуществляется перерас-пределение части финансовых ресурсов между областями и горо-дом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы направляются на содержание органов государственной власти, местного само-управления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, путем их осуществ-ления создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности (капитальный ремонт, закупка оборудования, техническое перевооружение и др.).
В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по трем направлениям:
» функциональные, т.е.