18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Для обоснования растущих го-сударственных расходов начали составляться сметы затрат и до-ходов. На их основе появился государственный бюджет. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
В учебниках, научной литературе, законодательных актах используются разные трактовки понятия «бюджет». Бюджет рас-сматривается как роспись предполагаемых государственных до-ходов и расходов, как основной финансовый план, как форма об-разования и расходования фонда денежных средств и т.д.
Белорусские ученые определяют государственный бюджет как «совокупность экономических отношений по поводу форми-рования и использования государственного централизованного фонда денежных средств» .
Бюджет оказывает значительное регулирующее влияние на экономику. Доходы бюджета позволяют влиять на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности различных видов деятельности и размер доходов социальных групп населе-ния. Они способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В резуль-тате доходы бюджета обеспечивают возможность смягчения цик-лических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития. Но, как отмечают российские исследователи, регулирующие возможности бюджет-ных доходов имеют определенные пределы . Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, со-ответственно, способствует падению объемов выпускаемой про-дукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП, а в последствии и потенциальных доходов самого государ-ства. Установление низкого уровня изъятия сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государст-венного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит про-блема определения разумных границ бюджетного перераспреде-ления применительно к конкретным условиям.
Регулирующая роль расходов бюджета находит свое выра-жение в приоритетном финансировании научных исследований, развитии прогрессивных отраслей, оптимизации структуры про-изводства, сглаживании региональных диспропорций. Они явля-ются основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения. Путем осуществления бюджетных расходов образу-ются доходы нетрудоспособных, и оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам.
Таким образом, государственный бюджет выполняет сле-дующие основные функции:
» перераспределение национального дохода;
» финансовое обеспечение социальной политики;
» государственное регулирование и стимулирование эко-номики.
В настоящее время в Республике Беларусь через бюджет пе-рераспределяется около 40% ВВП.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законо-дательством в распоряжение органов государственной власти со-ответствующего уровня.
Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на сле-дующие группы:
» налоговые доходы;
» взносы на государственное социальное страхование;
» неналоговые доходы;
» безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся: налоги на доходы и при-быль; налоги на фонд заработной платы; налоги на собственность; налоги на товары и услуги; налоговые доходы от внешне-экономической деятельности; другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
Взносы на государственное социальное страхование включают обязательные страховые взносы работодателей и рабо-тающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты на-селения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
Неналоговые доходы включают обязательные платежи, по-лучаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых на-логовым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законо-дательства Республики Беларусь, а также добровольные поступ-ления от юридических и физических лиц. Они подразделяется на следующие подгруппы: доходы от использования имущества, на-ходящегося в государственной собственности; доходы от пред-принимательской и иной приносящей доходы деятельности; ад-министративные штрафы и экономические санкции, удержания; прочие неналоговые доходы.