18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




В Республике Беларусь осуществляется переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.
Бюджетный процесс заканчивается составлением и утвер-ждением отчета об исполнении бюджета.
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Главное государственное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов Республики Беларусь. Работа по созданию казначейской системы в нашей стране началась в соответствии с приказом Министерства финансов от 16.12.1993г. «О государственном казначействе Республики
Беларусь».
К основным причинам перехода на казначейскую систему исполнения бюджета можно отнести следующие:
» распыление бюджетных средств по счетам бюджетных учреждений в банковской системе;
» низкая скорость движения бюджетных потоков;
» отсутствие оперативной информации о движении бюд-жетных потоков;
» нецелевое использование финансовых ресурсов со сто-роны распорядителей бюджетных средств.
Система казначейства предусматривает переход на финан-сирование расходов министерств и ведомств, их подведомствен-ных учреждений с единого казначейского счета. Средства пере-числяются на счета поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя счета распорядителей.
Основными задачами Главного государственного казна-чейства являются:
» организация исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансо-выми ресурсами, находящимися на счетах казначейства;
» осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающим исполнение бюджета;
» распределение бюджетных потоков.
Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казна-чейства позволяет осуществлять оперативный контроль за посту-плением доходов бюджета, целевым использованием бюджетных средств, соблюдением банковскими учреждениями правил кассо-вого исполнения бюджета.
По окончании бюджетного периода Главное государственное казначейство составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год, а также консолидированного бюджета.
Для обеспечения своих функций по организации исполнения бюджета Главное государственное казначейство наделено следующими правами:
» истребовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых опе-раций по формированию и использованию государственных средств, от банков и других финансово-кредитных учреждений — сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, использующих средства респуб-ликанского бюджета, целевых бюджетных фондов, движении средств по этим счетам;
» выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и использованных не по целевому на-значению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;
» ограничивать и приостанавливать финансирование рас-ходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, не-целевого и неэффективного их использования;
» давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.
Главное государственное казначейство руководит работой территориальных органов казначейства. Они включают управле-ния государственного казначейства по г.Минску, отделения в го-родах и районах, а также представительства при местных финан-совых органах.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономиче-ского роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры. Бюд-жетная политика — это совокупность мероприятий по формирова-нию и использованию средств государственного бюджета. Разли-чают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (огра-ничительную) бюджетную политику. Первая выражается в уве-личении государственных расходов и снижении уровня налого-обложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет осла-бить инфляцию и нормализовать денежное обращение в стране.
Основными направлениями бюджетной политики любого государства являются:
» обеспечение высокого устойчивого экономического роста;
» создание налоговой системы, благоприятной для эконо-мической деятельности и эффективной в формировании доходов бюджета;
» повышение эффективности предусмотренных бюджет-ных расходов;
» обеспечение оптимальных пропорций между уровнем расходов бюджета и ВВП;
» снижение уровня бюджетного дефицита;
» совершенствование методологии и правового регулиро-вания бюджетных отношений;
» упорядочение нормативного и правового регулирования бюджетных отношений.