18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Республика Беларусь имеет унитарное бюджетное устрой-ство, т.е. ее бюджетная система состоит из двух звеньев. Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюд-жеты регионов — местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы называется консолидированным бюджетом. При этом понятие консолидированный бюджет при-меняется следующим образом:
» бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, горо-дов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет рай-она (бюджет района);
» бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет со-ставляют консолидированный бюджет области (бюджет области);
» бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Бе-ларусь (бюджет республики).
Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих пяти принципах:
» единство бюджетной системы;
» полнота бюджетов;
» реальность бюджетов;
» гласность бюджетов;
» самостоятельность бюджетов.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной доку-ментации, использованием единой бюджетной классификации. Принцип полноты бюджетов означает отражение в них всех доходов и расходов, реальность — финансирование расходов, ис-ходя из объема реально поступающих доходов и средств, привле-каемых для покрытия дефицита бюджета (недопущение непокры-того дефицита бюджета). Гласность бюджетов — это доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов де-путатов о соответствующем местном бюджете на очередной фи-нансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к госу-дарственным секретам в порядке, установленном законодательст-вом. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня и правом соответствующих государственных органов самостоя-тельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять
бюджет.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Бюджетный процесс — это деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и испол-нению бюджетов.
Бюджетный процесс включает следующие этапы:
» составление проекта бюджета;
» рассмотрение и утверждение проекта бюджета законо-дательными органами;
» исполнение бюджета;
» составление и утверждение отчета об исполнении
бюджета.
В республике Беларусь бюджет разрабатывается и утвер-ждается на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год — это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Его начало может не совпадать с началом ка-лендарного года и зависеть от политических преобразований или национальных особенностей. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года, а счетный период включает фи-нансовый (бюджетный) год и льготный период после его оконча-ния, составляющий один месяц. В течение льготного периода за-вершаются операции по обязательствам, принятым в период ис-полнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год. В некоторых странах финансовый год не совпадает с календарным: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции — 1 июля, в США — 1 октября.
Источниками информации для составления проектов бюджетов являются прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь, основные направления бюджетно-финансовой политики, государственные и региональные про-граммы, отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозные оценки доходов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными фи-нансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами) в сроки, установленные для Ми-нистерства финансов — Правительством Республики Беларусь, для местных финансовых органов — Министерством финансов.
Составление бюджета осуществляется в следующей после-довательности:
» Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разра-батывают параметры прогноза социально-экономического разви-тия республики и основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.