18 Март 2011

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА




Государственный контроль осуществляется органами го-сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной под-чиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рацио-нальное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он за-нимает доминирующее положение среди других видов финансо-вого контроля. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы:
» независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимо-стью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);
» гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности инфор-мации о результатах контрольной деятельности для каждого гра-жданина;
» законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпри-нимаемые ими, методология и процедуры, должны соответство-вать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);
» объективности (выводы контролеров, а также их под-ходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то ко-рысть, политический заказ и т.п.);
» ответственности, а именно: а) ответственности кон-тролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).
Ответственность контролеров означает, что каждый субъект государственного финансового контроля (орган контроля, его ра-ботник) должен нести ответственность (экономическую, админи-стративную и дисциплинарную) за выполнение каждой кон-трольной функции. В противном случае он не будет осуществлять контроль в должной мере.
Ответственность контролируемых означает, что виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую степенью тяжести допущенных ими ошибок.
Ответственность третьих лиц (включая органы государст-венной власти, обладающие правом принятия решений согласно представлениям или предписаниям органов государственного финансового контроля) означает, что они должны нести ответст-венность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (на-пример, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового контроля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.
Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо-мическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).
Общественный контроль осуществляют отдельные физи-ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комис-сии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других обще-ственных организациях. Его объектом чаще всего является фи-нансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназван-ных организаций (сбор членских взносов, их целевое использова-ние).
Независимый (аудиторский) контроль проводится специ-альными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая проведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, орга-низаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.
По формам и в зависимости от времени проведения финан-совый контроль делится на предварительный, текущий и после-дующий.
Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма фи-нансового контроля обычно применяется вышестоящими органа-ми хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.